Особенности личности родителей-педагогов и влияние их на воспитание ребенка. Влияние личностных особенностей родителей на их отношения с ребенком
Несмотря на то, что по проблеме воспитания накоплен, пожалуй, самый огромный научный опыт, процесс семейного воспитания остается одним из самых непредсказуемых и самых вариативных. Достаточно большое значение исследователи придают личностным особенностям родителей, влиянию их на отношения с детьми. К примеру, можно рассмотреть ригидность в качестве одного из признаков. Хорни К. под ригидностью в семейных взаимоотношениях понимает отсутствие необходимой гибкости, позволяющей семье различным образом реагировать на сложные жизненные ситуации. Чрезмерная строгость, придирчивость хотя бы одного из родителей считается причиной невротичной заторможенности. Многие психологи считают, что у строгих родителей дети становятся невротичными, т.к. родители предписывают своим детям множество запретов, ригидно соблюдая их, устанавливают определенные нормы, которым дети обязаны следовать. Так, Хорни К. утверждает, что именно родители создают невротические черты характера собственных детей. Родители напрямую влияют на ребенка через то, чему учат, что он слышит от них. Сознание ребенка формируется сознанием его родителей, в том числе и мысли, и оценочные суждения, и эмоции его родителей.
В настоящее время большое количество философских и педагогических систем, концепций и программ не позволяют сделать воспитательную деятельность родителей универсальной. Каждый родитель при выборе воспитательных воздействий руководствуется то интуицией, то любовью к ребенку, то обыденным опытом, реже - научным знанием. Довольно часто звучат от специалистов в адрес родителей упреки по поводу их психолого-педагогической некомпетентности. Однако существуют родители, которые, в силу своего образования и профессии, владеют научным психолого-педагогическим знанием и имеют педагогический опыт. Профессиональные знания и опыт учителей не может не влиять на их родительскую практику.
Личность подчиненного как объект управления
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Главная сфера приложения сил психологии управления - исследование всей сложности проявлений участия личности в управленческих отношен ...
Порядок рождения
Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт ста ...
Концепция личности Б.Ф. Ломова (1927-1989)
Видный отечественный психолог Б.Ф. Ломов, развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неоднозначность
проблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не огран ...