Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших
школьниковСтраница 2
Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определённое направление и удерживают человека в рамках данного пути. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов и их изменчивость в зависимости от этапа спортивной карьеры. Существуют различные подходы к классификации мотивов, свой вариант предлагает Н.Б.Стамбулова:
Классификация мотивов спортивной деятельности:
· по направленности на процесс или результат деятельности;
· по степени устойчивости;
· по связям с целями спортивной деятельности;
· по месту в системе;
· «Другие Я»;
· по доминирующей установке.
А также:
· процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.);
· результативные мотивы (ожидание награды, позитивные соц. последствия победы и т.д.);
· ситуативные (кратковременные, проходящие);
· устойчивые (долговременные, часто многолетние);
· смыслообразующие (прямо связанные с целью);
· стимулы (побуждающие к деятельности, например, материальные стимулы);
· индивидуальные (мотивы личного самоутверждения);
· групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.);
· мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путём риска);
· мотивация избегания неудачи.
Классификация спортивных мотивов. Г.Д. Горбунов выделил следующие варианты классификации:
1. По срокам поставленных целей:
· самые высокие (далекие);
· перспективные (год);
· промежуточные (сезон соревнований);
· ближайшие (в течение месяца, недели);
· рабочие (на конкретном занятии).
2. По методам формирования и поддержания установки на достижение успеха:
· развитие здорового спортивного честолюбия;
· развитие максималистских установок;
· афиширование успехов в печати, на телевидении.
3. По видам возможных поощрений:
· сборы, соревнования, поездки;
· грамоты, значки, звания;
· призы, спортивная форма, питание;
· улучшение жилищных условий;
· материальная помощь.
4. По видам совместных мероприятий для развития традиций команды:
· контакты, встречи вне тренировок;
· разучивание и использование песен, речевок и ритуалов;
· принятие коллективных решений.
5. По способам придания эмоциональности тренировочным занятиям:
· спарринг;
· игры;
· музыка;
· методическое разнообразие.
6. По особенностям, присущим личности тренера:
· оптимизм;
· энтузиазм;
· умение общаться в быту, в трудных условиях, во время тренировок, соревнований;
· умение подавать положительный пример;
· вера в учеников;
· требовательно-уважительное отношение к воспитанникам.
Изучение особенности мотивации представителей различных видов спорта показало, что наибольшей силой мотива обладают представители видов спорта циклического характера, требующих преимущественного проявления выносливости[45;51]. В играх и единоборствах мотивация достижений не так сильно выражена, с ростом квалификации спортсмена она как бы адаптируется к условиям деятельности. Плавание как раз таки является удобным инструментом по развитию выносливости, так как мотивация достижения ярко выражена, здесь можно поставить любую цель и идти к ней.
Выводы
В условиях современных подходов к образованию, где ставится акцент на развитие творческой личности, проблема развития детской креативности становится наиболее актуальной. При характеристике креативности А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, A.M. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, П. Торренс, Э. Фромм и многие другие отеч ...
Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности». Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.
Ч ...
Карл Роджерс. Феноменологическая теория личности. Биографические
сведения
Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в предместье Чикаго, штат Иллинойс, в 1902 году. Провел детские годы в сельской местности, в религиозной семье. В школе Роджерс хорошо учился и очень интересовался науками. «Я считал себя Недолгое время он преподавал В Американском интернациональном университете в Сан-Диего, но оставил ег ...