Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших
школьниковСтраница 2
Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определённое направление и удерживают человека в рамках данного пути. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов и их изменчивость в зависимости от этапа спортивной карьеры. Существуют различные подходы к классификации мотивов, свой вариант предлагает Н.Б.Стамбулова:
Классификация мотивов спортивной деятельности:
· по направленности на процесс или результат деятельности;
· по степени устойчивости;
· по связям с целями спортивной деятельности;
· по месту в системе;
· «Другие Я»;
· по доминирующей установке.
А также:
· процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.);
· результативные мотивы (ожидание награды, позитивные соц. последствия победы и т.д.);
· ситуативные (кратковременные, проходящие);
· устойчивые (долговременные, часто многолетние);
· смыслообразующие (прямо связанные с целью);
· стимулы (побуждающие к деятельности, например, материальные стимулы);
· индивидуальные (мотивы личного самоутверждения);
· групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.);
· мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путём риска);
· мотивация избегания неудачи.
Классификация спортивных мотивов. Г.Д. Горбунов выделил следующие варианты классификации:
1. По срокам поставленных целей:
· самые высокие (далекие);
· перспективные (год);
· промежуточные (сезон соревнований);
· ближайшие (в течение месяца, недели);
· рабочие (на конкретном занятии).
2. По методам формирования и поддержания установки на достижение успеха:
· развитие здорового спортивного честолюбия;
· развитие максималистских установок;
· афиширование успехов в печати, на телевидении.
3. По видам возможных поощрений:
· сборы, соревнования, поездки;
· грамоты, значки, звания;
· призы, спортивная форма, питание;
· улучшение жилищных условий;
· материальная помощь.
4. По видам совместных мероприятий для развития традиций команды:
· контакты, встречи вне тренировок;
· разучивание и использование песен, речевок и ритуалов;
· принятие коллективных решений.
5. По способам придания эмоциональности тренировочным занятиям:
· спарринг;
· игры;
· музыка;
· методическое разнообразие.
6. По особенностям, присущим личности тренера:
· оптимизм;
· энтузиазм;
· умение общаться в быту, в трудных условиях, во время тренировок, соревнований;
· умение подавать положительный пример;
· вера в учеников;
· требовательно-уважительное отношение к воспитанникам.
Изучение особенности мотивации представителей различных видов спорта показало, что наибольшей силой мотива обладают представители видов спорта циклического характера, требующих преимущественного проявления выносливости[45;51]. В играх и единоборствах мотивация достижений не так сильно выражена, с ростом квалификации спортсмена она как бы адаптируется к условиям деятельности. Плавание как раз таки является удобным инструментом по развитию выносливости, так как мотивация достижения ярко выражена, здесь можно поставить любую цель и идти к ней.
Причины конфликтов.
Все многообразные причины конфликтов могут быть представлены как имеющие два уровня: 1) объективный, или социальный; 2) субъективный, или психологический. Рассмотрим эти группы конфликтогенных причин и способы воздействия на них в целях профилактики конфликтов.
Объективные, или социальные причины – это экономические, политические и ...
Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.
Соотношение генотипа и фенотипа в детском возрасте
В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления — биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера ...
Цель, задачи, методы исследования
Гипотеза:
Применение технологий личностного коучинга может являться условием уменьшения страха перед экзаменом и добавить уверенности.
Объект исследования:
Состояние страха перед экзаменом.
Предмет:
Применение технологий личностного коучинга, как условие уменьшения страха перед экзаменом и повышения уверенности в себе.
Цель:
Изуч ...