ВведениеСтраница 2
- в процессе специально организованного коррекционного процесса (включения в структуру психологической коррекции специально подобранных физических упражнений), возможно развить у детей с выраженными нарушениями психомоторного развития функции пространственного анализа и синтеза (ориентировки), достаточные для последующего успешного обучения и социальной адаптации.
Исходя из цели и рабочей гипотезы, определяются задачи исследования: - анализ особенностей работы детского психолога в условиях специализированного детского учреждения в соответствии с направлениями развития психики ребенка;
- выявить взаимосвязь различных видов восприятия с развитием предметно-практической деятельности;
- определить роль пространственных нарушений в развитии психики ребенка;
- определить эффективные методы коррекции в формировании операционного компонента, то есть операций анализа и синтеза;
- разработать алгоритм физкультурной активности детей с нарушениями пространственных представлений.
Методологической основой исследования является концепция целостного и системного подхода к психическому развитию человека (Ананьев Б.Г.), фундаментальные положения специальной психологии, психофизиологии и коррекционной педагогики о роли пространственного восприятия в психическом и физическом развитии ребенка. В исследовательских работах ряда авторов подчеркивается, что нарушения психического развития при ДЦП тесно связаны с сенсорными расстройствами. Особенно с недостаточностью ощущений собственных движений [Выготский Л.С., Лурия А.Р.]. Двигательные нарушения у детей с ДЦП представляют собой своеобразные отклонения моторного развития, которые без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка [Калижнюк Э.С., Семенова К.А., Мастюкова Е.М ]
Методы, применяемые для решения поставленных задач при проведении данного исследования, включают в себя:
- теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
- методы психологического исследования пространственных представлений;
- методы оценки двигательных возможностей;
- психологический формирующий эксперимент по развитию пространственного анализа и синтеза при выполнении физических упражнений;
- включенное наблюдение;
- анализ медицинской документации и заключений специалистов;
- математико-статистическая обработка экспериментальных данных.
При выполнении дипломной работы было выявлено основное противоречие между теоретическим подходом к коррекции пространственных нарушений и практикой их развития в условиях детских специализированных учреждений, что усугубляется крайне малой разработанностью таких методик. С одной стороны, практически все современные теоретические концепции признают прямое влияние опорно-двигательной патологии на развитие нервно-психических функций ребенка. С другой стороны, в ряде случаев двигательный дефект не всегда является определяющим фактором в недоразвитии данных функций у детей с ДЦП и может не сказываться в определенной степени на состоянии психического развития личности и таких высших психических функций, как мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера.
Из данного противоречия определяется проблема исследования, выявление психологических особенностей формирования процессов пространственного анализа и синтеза и обоснование оптимальных путей коррекции в условиях адаптивного физического воспитания детей с недостатками психомоторного развитии.
Развитие детской тревожности: психосоматический аспект
Распространенность феноменов тревожности в детской популяции, ее негативная роль в развитии являются темой многочисленных работ психологов, клинических психологов, педагогов, врачей. Интерес к данной проблеме со стороны представителей различных областей практики обусловлен влиянием тревоги на многие аспекты развития ребенка: физическое ...
Модель лидерства Р. Лайкерта
Переходим к теории другого ученого. Это теория Ренсиса Лайкерта. В своих исследованиях Р. Лайкерт развил выводы, где различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров определялось двумя факторами: концентрацией внимания лидера на работе и на работниках.
Р. Лайкерт, изучая стили управления эффективных лидеров, обнаружил, что они ...
VII стадия. Средняя зрелость (Взрослость) (эту и последующую стадии Фрейд
не рассматривает)
Седьмая стадия рассматривается как центральная на взрослом этапе жизненного пути человека; приходится на средние годы жизни (примерно до 64 лет). Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны де ...