Психологические особенности развития пространственного восприятия у детей с психомоторными недостатками. Содержание психологических условий коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у
Страница 2

Материалы » Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками при помощи физических упражнений » Психологические особенности развития пространственного восприятия у детей с психомоторными недостатками. Содержание психологических условий коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у

Рисунок 1.Соотношение детей с различными формами ДЦП в общей выборке

Дети со смешанной формой ДЦП составили 42%, с гемипаретической формой 23%, спастическая форма 29%, гиперкинетическая форма 6% испытуемых.

Подбор детей с ДЦП для участия в исследовании осуществлялся на основании анализа медицинской документации и заключений специалистов с учетом двигательных возможностей испытуемых. Из общего числа детей сформированы две однородные по формам церебрального паралича группы, которые были разделены на контрольную и экспериментальную с равным количеством детей в каждой (см. Приложение №1).

В соответствии с целями и задачами проводимого исследования выполнены три этапа психологического эксперимента:

Первый этап – констатирующий: на данном этапе выполняется диагностика уровня развития пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными нарушениями в контрольной и экспериментальной группах. Полученные результаты по каждой примененной диагностической методике регистрируются в индивидуальной психологической карте испытуемого.

Второй этап – формирующий: составление алгоритма программы психологической коррекции направленной на развитие пространственного восприятия у дошкольников с ДЦП, и применение данной коррекционно-развивающей методики в экспериментальной группе.

Третий этап – контрольный: осуществляется повторная диагностика уровня развития пространственного восприятия в контрольной и экспериментальной группах, по ранее примененным психологическим методикам, на основании полученных результатов исследования выполняется сравнительный анализ с данными первого этапа психологического исследования, что позволяет выявить динамику развития процессов пространственного восприятия у детей с ДЦП и эффективность примененного алгоритма коррекционного воздействия.

Оценка уровней сформированности процессов пространственного анализа и синтеза у детей экспериментальных групп осуществлялась в соответствии с выделенными четырьмя уровнями овладения ребенком пространственными представлениями на протяжении всего развития (по А.В. Семенович 2002). Уровни оцениваются в той после­довательности, в какой они формируются и «выстраиваются» в онтогенезе (безусловно, следует отметить, что эти уровни не просто «надстраиваются» друг над другом в процессе развития, но пересекаются во времени, как бы пере­крывая друг друга).

Последовательно выявляется сформированность:

1. пространственных представлений о собственном теле;

2. пространственных представлений о взаимоотношении внешних объек­тов и тела;

3. уровня вербализации пространственных представлений;

4. лингвистических представлений.

1. Пространственные представления о собственном теле

Анализируется сформированность представлений ребенка о пространствен­ных взаимоотношениях частей собственного тела:

— по отношению к собственному лицу;

— по отношению к телу в целом;

— по отношению к руке.

Существуют более или менее сенсибилизированные варианты исследова­ния подобных представлений, равно как и облегченные варианты, включаю­щие зрительную поддержку, тактильные ощущения и иные межанализатор­ные взаимодействия.

2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объек­тов и тела. Оценка данных пространственных представлениях проводится на действен­ном уровне, по инструкции взрослого. Анализ взаиморасположения объектов в пространстве проводится в соответствии с основными осями тела:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Секс как профилактика сердечнососудистых заболеваний
Относительно влияния секса на здоровье имеются самые противоположные точки зрения. «Секс полезен для здоровья. Чем больше секса, тем меньше опасность сердечнососудистых заболеваний, тем выше продолжительность жизни». На этот вывод наводят результаты двух сугубо научных исследований, обстоятельно изложенных в книге «Любовь, секс и ваше ...

Отчуждение
Чаще всего отчуждение со стороны одного из супругов наступает тогда, когда он был вынужден в чем-то переступать через себя, например, ему что-то не понравилось в интимных отношениях, он пытался перебороть это в себе молча, вместо того, чтобы откровенно обсудить свои трудности с партнёром, самым близким и дорогим ему человеком, к тому же ...

Сущность и основные способы управленческого воздействия на подчиненных
Управленческое воздействие выступает частью, функциональной формой психологического воздействия. Особенностью этого вида воздействия является ограниченность сферы применения. Управленческое воздействие используется преимущественно в системе, где доминируют статусные роли (в первую очередь такие, как "руководитель", "подчи ...