Организация работы по коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Выявление группы детей с риском психологического травмирования
Страница 1

Материалы » Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму » Организация работы по коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Выявление группы детей с риском психологического травмирования

Практическая часть работы состоит из констатирующего эксперимента, разработки цикла коррекционных занятий с детьми и рекомендаций воспитателям по работе с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму.

Цель

констатирующего эксперимента: выявить группу детей с риском психологического травмирования в средней группе МДОУ Д/С №105 г. Краснодара.

В исследовании участвовало 15 родителей средней возрастной группы и 15 детей в возрасте от 4 до 5 лет. В исследовании были использованы следующие методы: анкетирование родителей «Шкала стресса у детей» (адаптированный вариант Ш.Льюиса) и анкета Н.В. Тарабриной, проективная беседа А.И. Захарова «Боишься ли ты?», методика Р. Теммла, М. Дорки, В. Алина «Выбери нужное лицо», рисуночная методика М.А. Панфиловой «Кактус».

Рассмотрим полученные результаты в хронологической последовательности. Первоначально родителям была предложена анкета «Шкала стресса для детей» Ш. Льюиса (Приложение 1), которая включает в себя перечень травмирующих ситуаций для детей трех возрастных категорий. Родителям была предложена адаптированная шкала (адаптирована нами) с возрастной категорией – дошкольники (Приложение 2) . Им было необходимо отметить, какие стрессовые ситуации в жизни ребенка были за последние полгода. Далее был произведен подсчет баллов по шкале. Были получены следующие результаты: наиболее типичными стрессовыми ситуациями для исследуемых детей являлись перевод в другой детский сад, рождение брата или сестры, начало работы матерью, увеличение ссор между родителями, госпитализация ребенка и смерть бабушки или дедушки. Данные представлены в рисунке (Рис.2.1.1)

Рис. 2.1.1 Типичные стрессовые ситуации дошкольников

Нами были проанализированы ответы родителей и определены травматические события, которые по «Шкале стресса у детей Ш. Льюиса» имеют наиболее сильное стрессовое воздействие. Данные представлены в рисунке (Рис.2.1.2)

Рис. 2.1.2 Травматические события с сильным стрессовым воздействием в исследуемой группе детей

Количественный анализ показал, что в стрессовой ситуации в той или иной мере были все 15 исследуемых детей. Из них перевод в другой детский сад и госпитализацию родителя пережило 3 ребенка, рождение брата или сестры и госпитализацию – 12 детей, начало трудовой деятельности матери – 13 детей. Смерть бабушки или дедушки – 9 детей, смерть одного из родителей – 2 ребенка. Увеличение ссор между родителями пережило 13 детей, развод родителей – 7 детей, появление отчима или мачехи – 4 ребенка.

Родителям детей исследуемой средней группы также была предложена «Анкета для родителей» Н.В. Тарабриной с инструкцией ее заполнения. Всем родителям было необходимо заполнить часть анкеты, содержащую биографические данные и первую ее часть (направленную на выявление наличия психотравмирующей ситуации). Далее тем родителям, которые указали на наличие травматической ситуации, было предложено заполнить вторую часть анкеты. Во второй части анкеты родителям было необходимо указать реакции ребенка на травматическое событие. Обработка результатов проводилась согласно инструкции (Приложение 3).

Количественный анализ первой части анкеты показал, что из 15 детей предложенные в данной анкете травматические события пережили 13 детей. В процентном соотношении это показано на рисунке. (Рис.2.1.3)

Рис.2.1.3 Процентное соотношение детей переживших травматическое событие

Из предложенных травматических ситуаций дети пережили серьезные физические заболевания – 3 ребенка, длительные или повторные госпитализации – 12 детей, физическое насилие – 1 ребенок, смерть близкого человека пережило 2 ребенка. В другие травмирующие ситуации был включен развод родителей. Его пережило 7 детей.

Вторая часть анкеты позволила выявить, что у детей, переживших травмирующие ситуации, проявлялись все чувства и особенности поведения, представленные в анкете. А именно ужас или сильный страх, чувство беспомощности, возбуждение. Дети стали трудно контролируемыми, импульсивными, поведение стало менее организованным.

Для выявления особенностей психического состояния детей было проведено тестирование по методике Р. Теммла, М. Дорки, В. Алина на выявление уровня тревожности у детей «Выбери нужное лицо». Детям предлагалось 14 картинок-ситуаций, задавался вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо у ребенка, веселое или грустное?». На основе данных протокола вычислялся индекс тревожности по формуле: количество отрицательных ответов \ количество картинок-ситуаций * 100 = ИТ.

Страницы: 1 2 3


Достоверность и обоснованность методов отбора
Одним из способов уяснить, окажется ли претендент соответствующим всем требованиям, и выбрать наиболее подходящего из группы кандидатов является тестирование заявителей в условиях максимально приближенным к рабочим. Чтобы эти методы отбора оказались результативными, они должны быть достаточно надёжными, достоверными. Если претендент пол ...

Развитие воображения у детей
В любом возрастном периоде есть свойственные только ему особенности психического развития, зависящие от физиологических и анатомических изменений в организме, от социальных ролей, занимаемых личностью, от физических и интеллектуальных возможностей определённого возраста. Кратко рассмотрим пять этапов развития воображения, присущих детс ...

Проективная сказка в психодиагностике семейных проблем
Успешность коррекционной работы с семьей во многом зависит от того, насколько психологу удалось понять суть семейных проблем. Основными методами диагностики при этом являются методы беседы и метод включенного наблюдения. Однако функционирование психологических защит человека приводит к тому, что далеко не обо всех своих проблемах он гот ...