Введение
Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.Многолетнее изучение подростков дало основание утверждать, что есть некоторые общие, закономерно повторяющиеся особенности психического развития в подростковом периоде. Напряжение, противоречие между социальной и биологической зрелостью, между потребностью быть взрослым и возможностью удовлетворить эту потребность, противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и способом её удовлетворения и т.п. Но было установлено и то, что подросткам, живущим в то или иное время, в определённой среде, присущи особо специфические характеристики развития.В формировании самосознания подростков значительную роль играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение подростками основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.К сожалению, необходимо отметить, что сегодня одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений. Неблагоприятный тип воспитания и обращение с ребенком имеют серьезные, порой даже драматические последствия для психического развития подростка, формирования его характера и самооценкиПоэтому тема формирования «образа Я» у подростков из неблагополучных семей является актуальной.Цель исследования – выявление особенностей образа Я подростков из неблагополучных семей.Объект нашего исследования – Я-концепция подростков из неблагополучных семей.Предмет исследования – влияние семейного неблагополучия на формирование самосознания подростков.Гипотеза исследования: семейное неблагополучие отрицательно влияет на становление образа Я подростков.Задачи исследования:- анализ психологической литературы по теме исследования;- определение особенностей образа Я подростков из неблагополучных семей;- проведение экспериментального исследования самооценки подростков.В работе были использованы следующие методики:
1) Методика Я (Кун и Мак-Портленд).
2) Тест «Q-сортировка (Б. Стефансон, 1958).
3) Опросник самоотношения (ОСО) (В.В.Столин) Методологической основой исследования являются работы Р. Бернса о структурных компонентах Я-концепции и факторах, влияющих на ее формирование; концепция психологического развития личности Э. Эриксона, работы отечественных психологов Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, о психологических особенностях развития Я-концепции у подростков.В работе были использованы следующие методы;- метод анализа литературы по теме исследования;- методы психодиагностики (наблюдение, тестирование);- методы математической обработки данных.
Психодиагностическое исследование гендерных различий переживания кризиса
середины жизни. Подбор и разработка психодиагностических
методик для исследования гендерных различий переживания кризиса сере
Гипотеза
исследования заключается в предположении о том, что существуют гендерные различия переживания кризиса середины жизни.
Цель
исследования: выявить гендерные различия переживания кризиса середины жизни.
На основании выводов из первой главы мы определили следующие задачи
практического исследования:
1. Провести диагностику деп ...
Результаты исследования ПДО и код расшифровки
Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных выборов для подростков, определенного по клинической оценке. Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов: Г - гипертимный, Ц - циклоидный, Л - лабильный, А - астено-невротический, С - сенситивный, ...
Организация работы по коррекции отклонений в эмоциональном развитии у
детей, перенесших психологическую травму. Выявление группы
детей с риском психологического травмирования
Практическая часть работы состоит из констатирующего эксперимента, разработки цикла коррекционных занятий с детьми и рекомендаций воспитателям по работе с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму.
Цель
констатирующего эксперимента: выявить группу детей с риском психологического травмирован ...