ЗаключениеСтраница 1
Теоретический анализ литературы, посвященной проблемам развития личности подростков и особенностей взаимоотношений в семьях, переживающих кризис, показал следующее. Развитие автономии и индивидуации – один из основных аспектов личностного развития подростка – может нарушаться в условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е. развитию автономии и индивидуации. Семья – главный источник всех правильных поступков на жизненном пути подростка и искоренение ошибок в воспитании является возможным.
Эмпирическое исследование показало, что подростки из неблагополучных семей, отличаются более низким уровнем самопрезентации по сравнению с подростками из благополучных семей. При этом высказывания о себе подростков из благополучных семей были в большей степени положительные. У подростков из неблагополучных семей преобладали ролевые характеристики (я сын, я школьник) и отрицательные характеристики такие как «я – неудачник», «я - одиночество», «я – уличный пацан».
Подростки из неблагополучных семей более зависимы, пассивны, отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других, в большей степени готовы обвинять себя, видеть в себе недостатки, сильно переживать из-за несоответствия своему идеалу. Таким образом, гипотеза о том, что семейное неблагополучие отрицательно влияет на становление образа Я подростков получило свое эмпирическое подтверждение.
Приложение 1
Mann-Whiney Test
VAR00002 |
N |
Mean Rank |
Sum of Ranks |
VAR00001 1,00 2,00 Total |
20 20 40 |
14,85 26,15 |
297,00 523,00 |
Test Statistics
VAR00001 | |
Mann-Whiney U Wilcoxon W Z Asump.Sig (2-tailed) Exact Sig. [2*(1-tailtd Sig.)] |
87,000 297,000 -3,074 0,02 0,02ª |
a.Not corrected for ties.
b.Grouping Variable: VAR00002
Приложение 2
Mann-Whiney Test
VAR00007 |
N |
Mean Rank |
Sum of Ranks |
VAR00001 1,00 2,00 Total |
20 20 40 |
21,67 19,33 |
433,50 386,50 |
VAR00002 1,00 2,00 Total |
20 20 40 |
14,55 26,45 |
291,00 529,00 |
VAR00003 1,00 2,00 Total |
20 20 40 |
18,05 22,95 |
361,00 459,00 |
VAR00004 1,00 2,00 Total |
20 20 40 |
23,38 17,63 |
467,50 352,50 |
VAR00005 1,00 2,00 Total |
20 20 40 |
21,02 19,98 |
420,50 399,50 |
VAR00006 1,00 2,00 Total |
20 20 40 |
18,45 22,55 |
369,00 451,00 |
Пирамидальная структура конструктов
Конструкты организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо в подчиненной позиции относительно других частей системы. (Конечно, конструкт может быть и совершенно независимым от всех других.) Подчиняющий
конструкт включает в себя другие конструкты, а подчиненный
конструкт включен в дру ...
Взгляд гуманистической психологии на личность
Маслоу упрекал известные ему психологические теории за их «пессимистическое, негативное и ограниченное представление» о людях. Он полагал, что психология в большей мере имела дело с человеческими слабостями, а не с силой, более тщательно исследовала грехи, а не добродетели, психология смотрела на жизнь с точки зрения индивида, безнадежн ...
Мышление как один из основных познавательных
процессов личности в подростковом возрасте. Исследование
мышления в подростковом возрасте
При оценке мышления у подростков следует иметь в виду важное обстоятельство: то, что этому возрасту все мышления, включая словесно-логические, уже достаточно развиты. Это обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подростковому возрасту, а именно – умение логически рассуждать, совершая в уме с ...