ЗаключениеСтраница 1
Теоретический анализ литературы, посвященной проблемам развития личности подростков и особенностей взаимоотношений в семьях, переживающих кризис, показал следующее. Развитие автономии и индивидуации – один из основных аспектов личностного развития подростка – может нарушаться в условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е. развитию автономии и индивидуации. Семья – главный источник всех правильных поступков на жизненном пути подростка и искоренение ошибок в воспитании является возможным.
Эмпирическое исследование показало, что подростки из неблагополучных семей, отличаются более низким уровнем самопрезентации по сравнению с подростками из благополучных семей. При этом высказывания о себе подростков из благополучных семей были в большей степени положительные. У подростков из неблагополучных семей преобладали ролевые характеристики (я сын, я школьник) и отрицательные характеристики такие как «я – неудачник», «я - одиночество», «я – уличный пацан».
Подростки из неблагополучных семей более зависимы, пассивны, отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других, в большей степени готовы обвинять себя, видеть в себе недостатки, сильно переживать из-за несоответствия своему идеалу. Таким образом, гипотеза о том, что семейное неблагополучие отрицательно влияет на становление образа Я подростков получило свое эмпирическое подтверждение.
Приложение 1
Mann-Whiney Test
VAR00002 |
N |
Mean Rank |
Sum of Ranks |
VAR00001 1,00 2,00 Total |
20 20 40 |
14,85 26,15 |
297,00 523,00 |
Test Statistics
VAR00001 | |
Mann-Whiney U Wilcoxon W Z Asump.Sig (2-tailed) Exact Sig. [2*(1-tailtd Sig.)] |
87,000 297,000 -3,074 0,02 0,02ª |
a.Not corrected for ties.
b.Grouping Variable: VAR00002
Приложение 2
Mann-Whiney Test
VAR00007 |
N |
Mean Rank |
Sum of Ranks |
VAR00001 1,00 2,00 Total |
20 20 40 |
21,67 19,33 |
433,50 386,50 |
VAR00002 1,00 2,00 Total |
20 20 40 |
14,55 26,45 |
291,00 529,00 |
VAR00003 1,00 2,00 Total |
20 20 40 |
18,05 22,95 |
361,00 459,00 |
VAR00004 1,00 2,00 Total |
20 20 40 |
23,38 17,63 |
467,50 352,50 |
VAR00005 1,00 2,00 Total |
20 20 40 |
21,02 19,98 |
420,50 399,50 |
VAR00006 1,00 2,00 Total |
20 20 40 |
18,45 22,55 |
369,00 451,00 |
Преодоление комплекса неполноценности
Проявление застенчивости означает, что какие-то свои особенности мы не склонны принимать целиком и полностью, и это заставляет нас полагать, будто и окружающие воспримут их с такой же категоричностью. И это тоже всего лишь надуманные представления. Когда мы с собой в ладу, мы чувствуем себя вполне комфортно и общаясь с другими людьми. Н ...
Трансактный анализ общения
Трансактный анализ общения – это рациональный метод понимания поведения на основе трех состояний «Я» – «Родитель», «Взрослый», и «Ребенок», предложенный американским психологом и психиатром Эриком Берном.
«Родитель» - это экспертно-контрольная инстанция нашего «Я», сосредоточение схем и правил, ранее усвоенных индивидуумом, которые под ...
Процесс адаптации
Каждый человек нуждается в дополнительной помощи для адаптации на новом месте работы или учебы, в новой профессии.
Важность правильной адаптации и введения в курс дела трудно переоценить. При поступлении на работу или учебу человек лишь приблизительно представляет себе какие требования будут предъявляться к человеку. У самих кандидатов ...