Теоретические подходы в психологии к изучению проблемы мотивации у младших
школьников. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива
и мотивации в учебно-спортивной деятельностиСтраница 2
Мотивы, связанные с процессом деятельности, — это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т.д.).
Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении и ее социальных нужд.
Формирование мотивов связано с воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы — это условия, в которых оказывается субъект деятельности. Внутренние факторы — это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности. Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека.
Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к занятиям, поэтому так важно формировать у учащегося мотивы, необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий. При этом следует создавать соответствующие внешние условия для деятельности школьников[15].
Проблемы мотивов и мотивации широко освещались в работах таких ученых как К.К Платонов, А.Н Леонтьев, В.К Вилюнас, В.И Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов и др. Мотивы школьника, относящиеся к урокам физической культуры, можно представить в виде последовательности, основанной на выделении главных причин его учебной деятельности, поскольку реализация любой деятельности, в том числе и учебной, соотносится с предварительным появлением потребностей, целей.
Рассматривая педагогическую деятельность, проблемы мотивов касались Н.В. Кузьмина, А.А Реан, В.А Якунин Н.В. Бордовская, С. И Розум и др. За рубежом мотивы и мотивация рассматриваются в трудах А. Маслоу, Р.С Уэйнберга, Д. Гоулд Джемса, Дьюи, З. Фрейда, К.Юнга и других ученых. В них проанализировано состояние проблемы формирования мотивов, структуры мотивации личности, мотивы и мотивация рассмотрены в различных областях жизнедеятельности человека.
Агрессивность, ее проявления в деятельности
Хэммок и Ричардсон провели двухэтапное исследование с целью изучения связи между выбором конфликта в качестве реакции на возникшую проблему и агрессивным поведением. Они предположили, что люди, которые, по собственным же словам, зачастую прибегают к конфликту, провоцирующему и раздражающему другого человека (например, стремясь «показать ...
Коррекция и профилактика наркомании
Когда можно заметить, что ваш член семьи употребляет наркотики?
§ Когда нарастает безразличие ко всему, что было интересно
§ Когда видим уходы из дома и прогулы в школе, институте по непонятным причинам
§ Когда видим чрезмерно болезненную реакцию на любую критику
§ Когда видим избегание контактов с домашними
§ Когда резко снизилась ...
Диагностика состояний и свойств личности
Для экспериментального исследования профиля личности мы применили Опросник FPI.
Опросник FPI (форма В) был адаптирован и модифицирован в связи с исследованиями, проводимыми факультетом психологии ЛГУ по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом. В этой работе также принимал участие венгерский психолог Ф. Короди.
Ли ...