Теоретическая часть. Понятие о воображении (фантазии)Страница 1
В психологической литературе изучению воображения посвящено много исследовательских трудов отечественных учёных.
По определению П.Я. Гальперина воображение - это психический, познавательный процесс, заключающийся в создании образа предмета или ситуации путём перестройки имеющихся представлений (восприятий). Оно представляет собой часть сознания личности и с этой точки зрения является способом овладения человеком сферой возможного будущего, придающим его деятельности целеполагающий и проектный характер. Воображение позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе его деятельности. Представление ожидаемого результата деятельности с помощью воображения есть одно из коренных отличий человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных.
Воображение выражается:
В построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта.
В создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределима.
В продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность.
В создании образов, соответствующих описанию объекта (3). Для понимания соотношения воображения с другими психическими процессами целесообразно привести высказывания Я.Л. Коломинского, в котором автор предлагает разделять психические процессы по функциям:
Восприятие и ощущения - сбор конкретных впечатлений об окружающем мире.
Память - точное сохранение накопленного материала.
Воображение и мышление - преобразование полученных данных (мыслительная деятельность).
Учёный отмечает также различия мышления и воображения. В частности, с помощью мышления мы обобщенно и опосредованно отражаем окружающий мир в виде мыслей и суждений, выраженных в словах. Результатом воображения, как процесса создания новых образов, на основе ранее воспринятого является образ. Различие результатов относительно: ведь любой, даже самый фантастический образ отражает реальную действительность, а в продукте мышления всегда есть кусочек фантазии, есть отклонение от видимой, непосредственной реальности.
Мыслительная деятельность имеет разные степени произвольности. Это зависит от уровня неопределённости проблемной ситуации, полноты или дефицита информации, содержащейся в исходных данных задачи (4).
На важные для более глубокого понимания психологической сущности воображения и памяти различия указывает известный психолог Б.М. Теплов. Так, он считает память представлением, являющимся воспроизведением прошлого восприятия, а воображение - созданием (комбинированием) и воспроизведением никогда ранее не воспринимаемых образов. Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями элементов действительности.
Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи, но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, не строги, и в этом ограниченность воображения.
Ранее считалось, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлечёнными понятиями. Но в последнее время обозначился другой подход к представлению воображения, как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания.
Воображение человека сформировалось в процессе активной деятельности. Трудясь, человек изменяет, преобразует действительность, создаёт новые вещи, необходимые для удовлетворения его потребностей. Наличие сознательной цели при этом обязательно; человек заранее представляет результат своего труда (те вещи или те изменения в них, которые он желает получить) (6).
Мотив достижения как эмоция успеха-неуспеха.
Когда мотив достигается беспрепятственно, особенно, когда успехи превосходят наши ожидания – мы радуемся, когда возникают неожиданные помехи – мы огорчаемся, тревожимся. Анализ феноменологических проявлений такого рода производных переживаний, составляющих подкласс эмоций успеха-неуспеха, позволяет думать, что именно они служат в качест ...
Социально-психологическая адаптация
«Социально-психологическая адаптация – это процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях». Этот процесс многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой.
Я.Л. Коломинский, ...
Гуманистическая школа. Абрахам
Маслоу
А. Маслоу считал, что точная и жизнеспособная теория личности должна рассматривать не только глубины поведения личности, но и высоты, которых может достичь каждый индивид.
«Мы никогда не разберемся в человеке, если будем по-прежнему игнорировать его высшие устремления. Такие термины как "личностный рост", "самоактуализац ...