Типология личности преступника
Страница 1

В основе криминально-психологической классификации лич­ности преступников лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения пре­ступления, мера десоциализированности личности, характер ее антисоциальной направленности. В совершении преступного деяния поведенческий тип личности — основная его причина, которая требует компетентно анализа.

В типологии личностей преступников различаются три градации: 1) общий тип преступника; 2) личность преступника определенной категории; 3) личность преступника определен­ного вида. Эти градации соотносятся между собой как общее особенное и единичное.

Поскольку социальным ядром личности являются ее направ­ленность, система жизненных отношений, мотивационно-ценностная ориентация, то это ядро и должно определять тип пре­ступника.

Критерием типического в преступнике является мера его асоци­альной, антисоциальной деформации, характер социально-ценностной деформации и дефекты психической саморегуляции. По пер­вому критерию можно выделить три типа преступников: 1) антисоциальный (злостный); 2) асоциальный (менее злостный); 3) характеризующийся дефектами психической саморегуляции (случайный).

По второму критерию можно установить три категории пре­ступников: насильственную, корыстную и корыстно-насильствен­ную. Внутри этих групп преступлений выделяются конкретные виды преступников— воры, расхитители, спекулянты, мошен­ники, грабители, убийцы и т. п.

По содержанию ценностно-ориентационной направленности личности мы выделяем следующие группы преступников.

I. Преступники с антисоциальной корыстной направленностью.

Эта группа преступников посягает на основное достояние общества — распределение материальных благ в соответствии с мерой и качеством затраченного труда. Здесь выделяются четы­ре подгруппы преступников:

1) корыстно-хозяйственная (фальсификация товаров, игно­рирование налогообложения, лицензирования и др.);

2) корыстно-служебная (хищения путем злоупотребления служебным положением, обмана клиентов, вымогание взя­ток);

3) воры — лица с корыстными посягательствами, связанными с тайным похищением имущества (кражи);

4) мошенники (подделка документов, обманное вымогательство и т. п.)

II. Преступники с антисоциальной корыстно-насильственной направленностью- лица с корыстными посягательствами со­единенными с насилием над личностью (насильственное вымо­гательство, грабежи, разбойные нападения).

III. Преступники с антигуманной, агрессивной направленностью с крайне пренебрежительным отношением к жиз­ни, здоровью и личному достоинству других людей.

В этой группе выделяются следующие четыре подгруппы:

1) хулиганы;

2) злостные хулиганы;

3) лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорблений и клеветы;

4) лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности — убийства, изнасилования, причинение теле­сных повреждений.

По психорегуляционному основанию выделяется тип лично­сти преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции, — лица, совершившие преступление впервые и в результате случайного стечения обстоятельств; совершенное преступление противоречит общему типу поведения данной личности, случайно для нее, связано с отдельными дефектами психической саморегуляции. Это лица, не сумевшие противо­стоять криминогенной ситуации; их личностной особенностью являются низкий уровень самоконтроля, ситуативная обуслов­ленность поведения.

Страницы: 1 2


Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста
Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально – психологические характеристики. Фаза индивидуализации, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе – формированием образа "Я". По сравнению с начальной школо ...

Причины и условия, вызывающие межличностные конфликты
1. Группа причин, порожденных процессом деятельности: технологическая взаимозависимость и взаимосвязь работников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого. Например, выполнение задания бригадой, командой, когда действия одного ставят под удар действия всех; перенос проблем, решаемых по вертикали, на гориз ...

Младший школьный возраст.
В это период появляются новые мотивы, происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, то же, что имеет отношение к игре, становиться менее важным. В то же время у младших школьников по-прежнему заметно преобладание мотивов над мотивацион ...