Типология личности преступникаСтраница 1
В основе криминально-психологической классификации личности преступников лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения преступления, мера десоциализированности личности, характер ее антисоциальной направленности. В совершении преступного деяния поведенческий тип личности — основная его причина, которая требует компетентно анализа.
В типологии личностей преступников различаются три градации: 1) общий тип преступника; 2) личность преступника определенной категории; 3) личность преступника определенного вида. Эти градации соотносятся между собой как общее особенное и единичное.
Поскольку социальным ядром личности являются ее направленность, система жизненных отношений, мотивационно-ценностная ориентация, то это ядро и должно определять тип преступника.
Критерием типического в преступнике является мера его асоциальной, антисоциальной деформации, характер социально-ценностной деформации и дефекты психической саморегуляции. По первому критерию можно выделить три типа преступников: 1) антисоциальный (злостный); 2) асоциальный (менее злостный); 3) характеризующийся дефектами психической саморегуляции (случайный).
По второму критерию можно установить три категории преступников: насильственную, корыстную и корыстно-насильственную. Внутри этих групп преступлений выделяются конкретные виды преступников— воры, расхитители, спекулянты, мошенники, грабители, убийцы и т. п.
По содержанию ценностно-ориентационной направленности личности мы выделяем следующие группы преступников.
I. Преступники с антисоциальной корыстной направленностью.
Эта группа преступников посягает на основное достояние общества — распределение материальных благ в соответствии с мерой и качеством затраченного труда. Здесь выделяются четыре подгруппы преступников:
1) корыстно-хозяйственная (фальсификация товаров, игнорирование налогообложения, лицензирования и др.);
2) корыстно-служебная (хищения путем злоупотребления служебным положением, обмана клиентов, вымогание взяток);
3) воры — лица с корыстными посягательствами, связанными с тайным похищением имущества (кражи);
4) мошенники (подделка документов, обманное вымогательство и т. п.)
II. Преступники с антисоциальной корыстно-насильственной направленностью- лица с корыстными посягательствами соединенными с насилием над личностью (насильственное вымогательство, грабежи, разбойные нападения).
III. Преступники с антигуманной, агрессивной направленностью с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей.
В этой группе выделяются следующие четыре подгруппы:
1) хулиганы;
2) злостные хулиганы;
3) лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорблений и клеветы;
4) лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности — убийства, изнасилования, причинение телесных повреждений.
По психорегуляционному основанию выделяется тип личности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции, — лица, совершившие преступление впервые и в результате случайного стечения обстоятельств; совершенное преступление противоречит общему типу поведения данной личности, случайно для нее, связано с отдельными дефектами психической саморегуляции. Это лица, не сумевшие противостоять криминогенной ситуации; их личностной особенностью являются низкий уровень самоконтроля, ситуативная обусловленность поведения.
Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений
детей подросткового возраста
Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально – психологические характеристики.
Фаза индивидуализации, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе – формированием образа "Я". По сравнению с начальной школо ...
Причины и условия, вызывающие межличностные
конфликты
1. Группа причин, порожденных процессом деятельности: технологическая взаимозависимость и взаимосвязь работников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого. Например, выполнение задания бригадой, командой, когда действия одного ставят под удар действия всех; перенос проблем, решаемых по вертикали, на гориз ...
Младший школьный возраст.
В это период появляются новые мотивы, происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, то же, что имеет отношение к игре, становиться менее важным. В то же время у младших школьников по-прежнему заметно преобладание мотивов над мотивацион ...