Корыстный тип преступника

Типы корыстных преступлений разнообразны. Основной психологической особенностью корыстных преступ­ников является деформация их потребностной сферы — утилитар­ные потребности блокируют потребности высших уровней, в пове­дении личности доминируют гипертрофированные корыстные побуждения, удовлетворение которых невозможно для них пра­вомерными способами.

Лица, совершающие кражи, относятся к наиболее социально запущенной категории правонарушителей. Их преступное пове­дение возникает раньше, чем у преступников других категорий. Воры обладают большим криминальным опытом, сложившими­ся взглядами и стереотипами антиобщественного поведения. Их поведение отличается стабильной криминальной полинаправ­ленностью. Воры обычно одновременно и хулиганы, и пьяни­цы. Их потребности и интересы крайне ограниченны и прими­тивны, отчуждены от социальных ценностей. Их социальная дезадаптация обычно усугубляется отсутствием семьи, специ­альности, постоянной работы и постоянного места жительства, различными психическими аномалиями. В криминальной среде они пользуются наибольшим влиянием. Их преступное поведение особенно тесно коррелирует с их антисоциальным образом жизни.

Личность преступника-вора, как правило, деформирована его устойчивым включением в криминальную среду, дефектами се­мейного воспитания уже в раннем возрасте, хроническим неудовлетворением его насущных потребностей, постоянной си­туативной зависимостью. Квартирные воры по своим психологи­ческим особенностям сближаются с насильственными преступ­никами. Имея опыт преодоления препятствий в материальной среде, они легко переходят на совершение грабежей и разбоя.

Побудительные механизмы всех корыстных преступников имеют общую основу — устойчивость корыстных побуждений. Этим объясняется высокий уровень повторности и специально­го рецидива в данном виде преступлений. Корысть — один из самых устойчивых, трудноискоренимых человеческих поро­ков — системообразующий фактор устойчивой негативной на­правленности личности. Корыстное мотивообразование — скрытый от самой личности процесс, защищенный от самокон­троля (совести) личности системой защитных (самооправда­тельных) механизмов. Здесь смыслы и значения особенно поля­ризованы, сознание и подсознание наиболее изолированы. Грань перехода от долга, гражданской порядочности к личной выгоде хрупка, подвижна, ситуативно обусловлена. Здесь требу­ются наиболее прочные нравственные запоры, личностные им­перативы, нравственные законы внутри нас.

Корыстные преступления связаны не с отдельными корыстны­ми мотивами, а с общей корыстной направленностью личности, которая и выступает как системообразующий фактор поведения. Причины корыстных преступлений следует искать не в корыс­тной мотивации, а в тех факторах, которые формируют корыст­но-асоциальные установки личности.

В структуре преступности корыстная преступность занимает первое место. Корысть лежит в основе и большинства насиль­ственных преступлений. Она является основой и организован­ной преступности.

В индивидуальном же корыстном преступлении отчетливо проявляются пороки совести, бесстыдство, аморальность инди­вида. Правовая дестабилизация и бесконтрольность резко процируют преступность данного вида.


Роль комплекса неполноценности в жизни личности
Комплекс неполноценности, с которого Адлер начал разработку своей концепции, не следует понимать, как нечто патологическое, указывающее на болезнь. Неполноценность – нормальное, естественное для человека чувство. Адлер даже сформулировал афоризм: «чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности». Как же это по ...

Познавательные процессы. Общее определение психологических процессов
Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно с ...

Понятие школьной адаптации
К проблемам или трудностям, связанным с самим фактом поступления в школу, обычно относят: 1) трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. И дело не в том, что таким детям трудно вовремя вставать, а в том, что у них чаще наблюдается отставание в развитии уровня пр ...