Психологические особенности неосторожных преступников
Страница 2

Материалы » Психологические особенности личности преступника » Психологические особенности неосторожных преступников

Во всех поведенческих стереотипах, основанных на подсоз­нательной установке, мотивы и цели совпадают (сдвиг мотива на цель). Здесь мотивы трансформированы в механизм установ­ки, деяние совершается в форме простого волевого действия.

Обязательным признаком субъективной стороны преступных импульсивных действий является цель; мотив совпадает с це­лью.

Импульсивное поведение может быть вызвано различными причинами: 1) эмоциогенной обстановкой при несформированности у индивида адекватных реакций; 2) общей эмоцио­нальной неустойчивостью индивида; 3) состоянием опьянения; 4) привычными формами поведения; 5) психопатическими ано­малиями личности.

При конфликтных эмоциональных состояниях чувства, эмоции подавляют рациональные механизмы регуляции поведения и приобретают ведущую регуляционную функцию.

Иногда при внезапно возникших экстремальных обстоятельствах человек вынужден действовать очень быстро. Мотивы поступков в таких ситуациях называются вынужденными мотива ми. Поведение определяется не продуманными мотивами, а об­щим побуждением, готовностью к самосохранению, которое проявляется в стереотипных действиях самообороны.

Импульсивность поведения особенно характерна для психо­патических личностей и лиц с акцентуированными характерами, стремящихся к немедленному удовлетворению актуализирован­ных потребностей без должного учета обстоятельств, склонных к мгновенным компенсаторным реакциям.

Наиболее остро импульсивность проявляется в состоянии аффекта.

В действиях, совершаемых в состоянии аффекта, цель не конкретизирована, действие имеет лишь общую направлен­ность. Преступление, совершаемое в состоянии аффекта, имеет неопределенный и косвенный умысел.

Конфликтным эмоциональным состоянием, активизирую­щим импульсивные реакции, является и стресс, также относя­щийся к разряду состояний сильного душевного волнения.

Состояние аффекта, стресса, фрустрации должно учитывать­ся в судопроизводстве при оценке субъективной стороны пре­ступления. Многие так называемые безмотивные правонаруше­ния связаны с сужением сознания индивида в экстремальных для него ситуациях.

Преступление, совершенное во внезапно возникшей конфликт­ной ситуации, может быть полно, всесторонне и объективно рас­следовано и правильно юридически квалифицировано только в ре­зультате анализа динамики криминогенной ситуации.

На начальной стадии конфликта стороны осознают возник­шую ситуацию в качестве угрозы для своего благополучия и мобилизуются для нанесения ущерба другой стороне либо на защиту от другой стороны. Далее они вступают в противобор­ство, определяют стратегию своего поведения, направленную на получение максимально возможного преимущества. Стратегия одной стороны определенным образом ограничивает возможно­сти другой стороны, возникают «пределы поля поведения».

В случае равновесия сил усиливается тактическое противо­борство. Одна сторона активно рефлексирует возможное пове­дение другой, стремится блокировать невыгодные для себя дей­ствия другой стороны, предпринимает ложно угрожающие и пробные действия, стремится занять ключевые позиции. Возрастает психическая напряженность, обостряются отрицательные эмоции - страх, гнев, агрессивность. Мобилизуется арсенал наиболее заученных, подсознательных реакций, предпринима­ются крайне рискованные, направленные на внешний эффект экстремальные действия. Эти действия во многих случаях и ста­новятся поводом для насильственных преступлений. Мотивы и цели поведения при этом формируются спонтанно, без развер­нутого их осознания. Здесь цели и способы преступного поведе­ния обусловливаются самой динамически развертывающейся ситуацией.

Страницы: 1 2 3


Альфред Адлер
Поведение определяется не прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех. «Психологическое развитие происходит только тогда, когда у личности есть цель. Постановка цели, как нам известно, предполагает способность меняться и некоторую свободу пе ...

Основные процессы научения через наблюдение
Во время показа образца наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующего поведения. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные ...

VII стадия. Средняя зрелость (Взрослость) (эту и последующую стадии Фрейд не рассматривает)
Седьмая стадия рассматривается как центральная на взрослом этапе жизненного пути человека; приходится на средние годы жизни (примерно до 64 лет). Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны де ...