Психологические особенности неосторожных преступников
Страница 2

Материалы » Психологические особенности личности преступника » Психологические особенности неосторожных преступников

Во всех поведенческих стереотипах, основанных на подсоз­нательной установке, мотивы и цели совпадают (сдвиг мотива на цель). Здесь мотивы трансформированы в механизм установ­ки, деяние совершается в форме простого волевого действия.

Обязательным признаком субъективной стороны преступных импульсивных действий является цель; мотив совпадает с це­лью.

Импульсивное поведение может быть вызвано различными причинами: 1) эмоциогенной обстановкой при несформированности у индивида адекватных реакций; 2) общей эмоцио­нальной неустойчивостью индивида; 3) состоянием опьянения; 4) привычными формами поведения; 5) психопатическими ано­малиями личности.

При конфликтных эмоциональных состояниях чувства, эмоции подавляют рациональные механизмы регуляции поведения и приобретают ведущую регуляционную функцию.

Иногда при внезапно возникших экстремальных обстоятельствах человек вынужден действовать очень быстро. Мотивы поступков в таких ситуациях называются вынужденными мотива ми. Поведение определяется не продуманными мотивами, а об­щим побуждением, готовностью к самосохранению, которое проявляется в стереотипных действиях самообороны.

Импульсивность поведения особенно характерна для психо­патических личностей и лиц с акцентуированными характерами, стремящихся к немедленному удовлетворению актуализирован­ных потребностей без должного учета обстоятельств, склонных к мгновенным компенсаторным реакциям.

Наиболее остро импульсивность проявляется в состоянии аффекта.

В действиях, совершаемых в состоянии аффекта, цель не конкретизирована, действие имеет лишь общую направлен­ность. Преступление, совершаемое в состоянии аффекта, имеет неопределенный и косвенный умысел.

Конфликтным эмоциональным состоянием, активизирую­щим импульсивные реакции, является и стресс, также относя­щийся к разряду состояний сильного душевного волнения.

Состояние аффекта, стресса, фрустрации должно учитывать­ся в судопроизводстве при оценке субъективной стороны пре­ступления. Многие так называемые безмотивные правонаруше­ния связаны с сужением сознания индивида в экстремальных для него ситуациях.

Преступление, совершенное во внезапно возникшей конфликт­ной ситуации, может быть полно, всесторонне и объективно рас­следовано и правильно юридически квалифицировано только в ре­зультате анализа динамики криминогенной ситуации.

На начальной стадии конфликта стороны осознают возник­шую ситуацию в качестве угрозы для своего благополучия и мобилизуются для нанесения ущерба другой стороне либо на защиту от другой стороны. Далее они вступают в противобор­ство, определяют стратегию своего поведения, направленную на получение максимально возможного преимущества. Стратегия одной стороны определенным образом ограничивает возможно­сти другой стороны, возникают «пределы поля поведения».

В случае равновесия сил усиливается тактическое противо­борство. Одна сторона активно рефлексирует возможное пове­дение другой, стремится блокировать невыгодные для себя дей­ствия другой стороны, предпринимает ложно угрожающие и пробные действия, стремится занять ключевые позиции. Возрастает психическая напряженность, обостряются отрицательные эмоции - страх, гнев, агрессивность. Мобилизуется арсенал наиболее заученных, подсознательных реакций, предпринима­ются крайне рискованные, направленные на внешний эффект экстремальные действия. Эти действия во многих случаях и ста­новятся поводом для насильственных преступлений. Мотивы и цели поведения при этом формируются спонтанно, без развер­нутого их осознания. Здесь цели и способы преступного поведе­ния обусловливаются самой динамически развертывающейся ситуацией.

Страницы: 1 2 3


Концепция личности К.К. Платонова (1906-1984)
Данная концепция наиболее яркий пример реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека К.К. Платонов понимал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В которой выделял следующие подструктуры: · ...

Результаты исследования и их психологический анализ
Результаты диагностики по всем пяти методикам оценивались по пятибальной шкале оценок. В сводной таблице (Приложение 7) представлены сырые баллы или проценты, а так же оценки от 1 до 5. Для изучения выраженности профессионально важных качеств пожарных-спасателей МЧС было проведено вычисление средних оценок (табл. 1). Таблица 1 Средни ...

Рекомендации для педагогов МДОУ при взаимодействии с родителями в процессе воспитания и развития ребенка
Родителям и педагогам очень важно организовать деятельность и общение с ребенком таким образом, чтобы у него формировались уверенность в себе и своих возможностях, положительное отношение к окружающим людям и ценностям сотрудничества. Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам социально-личностного развития детей можно осуществлять по ...