Психофизиологическая характеристика аффективного состоянияСтраница 1
Аффект. Очень сильная эмоция; чаще под аффектом понимают сильную отрицательную эмоцию. Аффект может проявляться как в виде кратковременной бурной реакции (например, вспышка гнева), так и в виде длительного состояния (например, аффективное отношение к человеку, месту, событию и т. д.). (Н. Толстых)
Аффект неадекватности. Проявляется в форме аффективного поведения: повышенной обидчивостью, упрямством, негативизмом, замкнутостью, заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью. В основе аффекта неадекватности лежат отрицательные переживания, возникающие в результате неудовлетворенности каких-либо жизненно важных потребностей человека или конфликта между ними. Чаще всего они возникают в случае, когда не удовлетворяются притязания человека в области, имеющей для него существенное значение, причем невозможность удовлетворения притязаний связана с отсутствием достаточных способностей в значимой области. Уровень притязаний такого человека основывается, как правило, на сложившейся неадекватной самооценке. Эта самооценка стала для него привычной, и он не может снизить свой уровень притязаний, не нанося при этом урона самооценке.
Расхождения между уровнем притязаний и реальными возможностями приводят к неосознаваемому внутреннему конфликту. Признать свою несостоятельность, значит для личности пойти вразрез с имеющейся у нее потребностью сохранить привычную самооценку, чего она не хочет и не может допустить. Отсюда возникает неадекватная реакция человека на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо дает ему абсурдное фантастическое объяснение. Ни в коем случае не желая допустить в сознание ничего, что могло бы поколебать его самооценку, человека стремится объяснить неуспех не своей несостоятельностью, а чем-либо другим. В результате возникает неадекватная реакция, проявляющаяся в форме аффективного поведения. Аффективная реакция выступает в этом случае как защитная, позволяющая личности в случае неуспеха не снижать самооценку и уровень притязаний, т. е. неадекватная реакция позволяет не допустить в сознание мысли о собственной несостоятельности. (Н. Толстых)
Высокая степень эмоциональных переживаний специфически воздействует на характер познавательных процессов и на структуру сознания субъекта. Это воздействие приводит к феномену сужения сознания, что, в свою очередь, делает деятельность субъекта односторонней, негибкой. Психологии известен ряд эмоциональных состояний, характеризующихся высоким эмоциональным напряжением. К ним относятся состояние физиологического аффекта (сильного душевного волнения), стресс (психическая напряженность) и фрустрация. Состояние аффекта характеризуется краткостью и взрывным характером, которое обычно сопровождается ярко выраженными вегетативными (например, изменение цвета лица, выражения глаз и др.) и двигательными проявлениями.
Состояние аффекта формируется у субъекта очень быстро и в течение долей секунды может достичь своего апогея, оно возникает внезапно не только для окружающих, но и для самого субъекта. Обычно аффект протекает в течение нескольких десятков секунд. Как уже указывалось, он характеризуется высокой напряженностью и интенсивностью реализации физических и психологических ресурсов человека. Именно этим объясняется, что в состоянии аффекта физически слабые люди ударом высаживают дубовую дверь, наносят большое количество смертельных телесных повреждений, т. е. совершают те действия, на которые они не были способны в спокойной обстановке. Состояние аффекта дезорганизующим образом воздействует на высшие психические функции. Как уже указывалось выше, происходит сужение сознания, что резко снижает контроль за поведением в целом. Одним из последствий аффективного состояния является частичная утрата памяти (амнезия) в отношении событий, которые непосредственно предшествовали аффекту и происходили в период аффекта.
Особенности психологических наблюдений над детьми
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий.
Он непременно базируется на двух принципах:
- пассив ...
Ценностно-ориентационный портрет старшеклассника
В соответствии с принятым в психологии пониманием природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности, ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные), вторую це ...
Факторы, препятствующие
психологическому развитию.
Обсуждая главные препятствия для роста и развития человека, Адлер прежде всего отмечал три негативных обстоятельства, связанных с детством: органическую неполноценность, избалованность и заброшенность. Он подчеркивал, что все неврозы взрослых имеют свои корни в попытках преодолеть чувство неполноценности, которое приводит к все увеличив ...