Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной адаптации
Страница 1

Материалы » Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе » Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной адаптации

Проблема социальной адаптации (приспособления) освобожденного к условиям нормального существования в нормальной социальной среде на свободе тесно связана с проблемой борьбы с рецидивной преступностью. Большое значение для решения этих обеих социальных проблем имеет изучение личности осужденного к моменту его освобождения из исправительно-трудового учреждения.

Главным видом готовой продукции исправительно-трудовых учреждений, как отмечает В. Л. Васильев в своем учебнике «Юридическая психология», является социально-значимый человеческий материал, который должен представлять собой освобожденный из заключения. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие из исправительно-трудовых учреждений, вновь совершают преступления. В этой связи встает проблема доказательства исправления человека, которая не менее актуальна, чем проблема доказательства виновности[1].

Всех лиц, освобождающихся из мест заключения, можно разделить на три категории.

1. Лица, вполне исправившиеся в период отбытия наказания. После освобождения они стремятся активно включиться в честную трудовую жизнь. Иногда это стремление способно преодолеть значительные трудности, с которыми освобожденный сталкивается в период адаптации.

2. Лица с дефектами воспитания. Эти дефекты у освобожденных могут быть в мировоззрении, в правосознании, в моральных и нравственных программах, а также в области трудовых навыков. Положительный прогноз поведения лиц этой категории после освобождения в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут.

3. Лица, не исправившиеся в процессе отбытия наказания. В процессе пребывания в местах лишения свободы по ряду причин они не избавились от своих преступных взглядов, наклонностей, установок, а порой даже преступного мировоззрения. Что еще хуже, в иных случаях эти лица в местах лишения свободы обогатили свой преступный опыт, развили преступные навыки и преступное мировоззрение. Освобождение этого лица рассматривают как возможность продолжения преступной деятельности.

Социальная адаптация зависит от степени социальной отчужденности личности, характера преступной деятельности, ее продолжительности, состояния микросреды, в которую он входит. Труднее всего адаптироваться лицам, совершившим насильственные преступления, а также грабителям, ворам; легче - расхитителям, спекулянтам.

Показателями интенсивности рецидива преступлений признаются его интервалы, то есть отрезки времени, прошедшие после освобождения лица от отбывания наказания в виде лишения свободы до совершения нового преступления.

Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3 лет с момента освобождения.

Таким образом, процесс адаптации освобожденных из учреждений исполнения наказаний завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части - к одному году. В противном случае высокая эффективность профилактики рецидивной преступности среди освобожденных от наказания обеспечена не будет. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.

Примерно в 60% случаев наблюдается успешная социальная адаптация, то есть констатируются совпадение (гармония) ожиданий-требований социальной среды и уровня притязаний конкретного лица, наличие устойчивых положительных связей. В процессе успешной социальной адаптации вырабатываются такие личностные качества, которые позволяют человеку стать активным субъектом деятельности[2].

Процесс адаптации, приспособления к условиям нормального существования в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы - сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Человек должен в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков. Он должен уметь тратить заработанные деньги, обеспечивать себя одеждой, питанием, жильем, активно перемещаться в пределах иногда довольно значительных расстояний и т. д.

Страницы: 1 2


Отношение родителей к болезни ребенка
Уже было сказано, что представления ребенка об окружающем мире и, в частности, о болезни отражают мировоззрение родителей. В еще большей мере это относится к чувствам. Среди возникающих у родителей чувств могут быть переживания вины за развитие заболевания, негодование из-за поведения ребенка, приведшего к болезни, отчаяние в связи с ка ...

IV стадия. Школьный возраст (Латентная)
Четвертая стадия развития длится от 6 до 12 лет («школьный возраст») и называется, по Эриксону, временем «психосексуального моратория». Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые сексуальные влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания. В начале этого периода ребенок осваивает элем ...

Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Понятие, классификация и сущность конфликта.
Понятие конфликта характеризуется исключительной ши­ротой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как предельное обострение противоречий. Психологи: также подчерки­вают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с ост­рыми эмоциональными переживаниями. Н.К. Гришина пр ...