Эмпирическое исследование личностных особенностей
созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью. Организация и методы исследованияСтраница 2
2) по эмоциональному знаку (равное количество пунктов методики описывает эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации);
3) по направлению атрибуций (равное количество пунктов сформулировано от первого и третьего лица).
Для увеличения спектра возможных применений методики она сконструирована в вариант, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3; -2; -1; +1; +2; +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом.
Обработку следует проводить по ключам, суммируя ответы на пункты в строках «+» со своим знаком и ответы на пункты в строках « - « с обратным знаком (Приложение 3).
Результаты заполнения бланка отдельным испытуемым преобразовываются в стандартную систему единиц — стенов.
В этой системе средняя по нормативной выборке принимается за 5,5 стена. Результат выше 5,5 стена свидетельствует о высоком уровне субъективного контроля, а результат ниже 5,5 стена говорит о низком уровне субъективного контроля.
Показатели методики УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфичных показателей. Опросник состоит из 7 шкал, измеряет локус контроля личности в различных сферах жизнедеятельности:
шкала Ио - общая интернальность;
шкала Ид - интернальность в области достижений;
шкала Ин - интернальность в области неудач;
шкала Ис - интернальность в области семейных отношениях;
шкала Ип - интернальность в области производственных отношениях;
шкала Им - интернальность в области межличностных отношений;
шкала Из - интернальность в отношении болезни и здоровья.
В работе мы использовали только одну шкалу, а именно «Шкалу общей интернальности». Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, а низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Другие шкалы не использовались, т.к. они, во-первых, все включены в «Шкалу общей интернальности», и, во-вторых, данное исследование не требует отдельных их интерпретаций.
4. Методика исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования
[
36
]
.
Данная методика является модификацией методика С. А. Будасси. Методика предполагает ранжирование качеств, сначала, в той мере, в которой они выражены в идеале, а затем, в той мере, в которой они выделены у него самого.
При применении данной методики исследователь может использовать любое количество ранжируемых качеств (Приложение 4).
Обработка результата производится путем подсчета разности между идеальным и реальным уровнем каждого качества и возведения этой разности в квадрат. Далее вычисляется коэффициент корреляции по формуле вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена:
где n-количество качеств личности, D2-квадрат разности между рангами идеала и «Я сам».
Значения R
будут находиться в пределах [-1; +1].
Уровни самооценки | ||||
Неадекватно-низкий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Неадекватно-высокий |
[-1; 0] |
[0; 0,2] |
[0,21; 0,65] |
[0,66; 0,8] |
[0,8; 1] |
В качестве метода статистическогоанализа мы использовали критерий j* - угловое преобразование Фишера.
[16].
Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий эффект. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол j, а меньшей доле – меньший угол. При увеличении расхождения между углами j1 и j2 и увеличения численности выборок значения критерия возрастает. Чем больше величина j*, тем более вероятно, что различия достоверны. Формула для расчета
эмп = (ц1 – ц2) √ n1 n2 / (n1 + n2) (3)
где ц1, ц2 показатели углового преобразования для 1 и 2 выборки n1- количество испытуемых в первой группе , n2 количество испытуемых во второй группе.
Семья как важнейший институт социализации и один
из факторов формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. ...
Интервью
При проведении собеседования необходимо отследить отрицательные профессиональные характеристики, к которым относятся следующие:
- низкий уровень квалификации
- слабые деловые качества
- отсутствие подлинного интереса к предлагаемой работе
- заинтересованность в работе исключительно из-за высокой заработной платы
- б ...
Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий
Для специальностей 060500.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 061100.65 «Менеджмент организации» (очная форма обучения – 5 лет)
№ п/п
Наименование темы
Всего
Аудиторная работа
Лекции
Практические
занятия
Самостоятельная работа
4,5 – семестр‑120 часов
1.
Бизнес как социокультурный инсти ...