Роль конкретной ситуации в совершении преступленияСтраница 2
Искаженное восприятие ситуации может быть либо: следствием негативных нравственных свойств индивида (зависти, злобности, нечестности, злоупотребления алкоголем и т.д.); либо результатом чисто психологических дефектов восприятия (преувеличение значения опасности при превышении пределов необходимой обороны, неправильная оценка боевой обстановки и т.д.).
Ситуация преступления как совокупность всех обстоятельств, повлиявших на решение лица избрать антиобщественный вариант поведения, содержит в себе, как правило, не только то, что способствует подобному решению, но и то, что противостоит ему. В зависимости от соотношения этих двух видов обстоятельств ситуация может иметь различную степень криминогенности: толкать, провоцировать на преступление или только способствовать, облегчать его совершение либо противостоять, препятствовать ему. Но как поступит человек, зависит не только от степени криминогенности ситуации, но и от ее соотношения с его нравственно-психологическими свойствами. Так, в случае особо неблагоприятной, тяжелой ситуации преступление может совершить лицо, характеризуемое в целом положительно, но не устоявшее перед подобной ситуацией. И, напротив, человек с глубокими и стойкими антисоциальными свойствами (преступник-рецидивист, морально опустившийся пьяница и т.п.) способен совершить преступление даже в ситуации, противостоящей ему.
Следовательно, для профилактики правонарушений (в том числе и преступлений), которая будет осуществляться Вами, как военнослужащими пограничных войск, необходимо, с одной стороны, устранение криминогенных и усиление антикриминогенных условий, образующих конкретные ситуации, а с другой — надлежащее нравственное формирование субъектов профилактики (военнослужащих, местное население): подавление отрицательных нравственных свойств и усиление положительных нравственных качеств.
Элементами криминогенной ситуации являются также обстоятельства, способствующие совершению преступления. Таковы различные недостатки административно-служебной деятельности, поведение отдельных лиц, а иногда и природные явления. Так, плохая охрана оружия, несовершенный учет и контроль, халатность облегчает совершение хищения оружия и боеприпасов; пьяное состояние потерпевшего — его ограбление; ненастная погода — нарушение государственной границы и т.д. Подобные обстоятельства могут иметь противоправный или даже преступный характер (например, ненадлежащий контроль начальника заставы за поведением и времяпровождением солдат, недобросовестное отношение к охране техники) либо противоречить нормам морали (уголовно ненаказуемое недонесение о готовящемся преступлении). Указанные обстоятельства являются не причиной, а условием преступления, поскольку сами по себе не вызывают его совершение, хотя и способствуют этому. Виновный может даже не знать об их наличии. Однако в тех случаях, когда подобные обстоятельства повлияли на решение лица совершить преступление, они включаются в психологический механизм индивидуального преступного поведения.
Обстоятельства, детерминирующие индивидуальное преступное поведение, представляют собой довольно сложный причинный комплекс, включающий разнообразные по содержанию и характеру действия факторы (экономические, социально-психологические, педагогические и т.д.), которые проявляются в различных сферах социальной жизни. И, соответственно, законом для криминологической профилактики должно быть комплексное противодействие этим факторам. Нельзя, в частности, сводить индивидуально-профилактическую работу с конкретным правонарушителем к одному воспитательному воздействию на него самого (проведению с ним профилактических бесед и т.д.). Профилактическое воздействие должно распространяться на бытовое и иное окружение данного лица, включать оказание ему необходимой социальной помощи в решении различных вопросов жизненного устройства, нейтрализацию отрицательных влияний и т.д. Прочные результаты в воспитательно-профилактической работе достигается там, где она охватывает все стороны жизнедеятельности людей, включая их труд, семейные отношения, досуг; способствует формированию здорового нравственного климата во всех видах социальной микросреды.
Отдельные звенья причинной цепочки, ведущей к преступлению, срабатывают скоротечно, быстро. Это особенно характерно для действия криминогенных ситуаций. Отсюда необходимость их своевременного выявления (в момент возникновения или на самых ранних стадиях) и оперативного профилактического реагирования, предупреждающего дальнейшее неблагоприятное развитие событий.
Применительно ко всему комплексу причин и условий, вызывающих индивидуальное преступное поведение, следует иметь в виду, что его действие обычно развернуто во времени. И соответственно, в целом профилактическое воздействие должно быть длящимся, сориентированным не только на то, что «есть», но и на то, что «было», а также на то, что «будет».
Общение, как научный феномен. Структура, функции и основные понятия
общения.
Общение — взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, бу ...
Подростковый возраст.
В этом возрасте, как отмечает А. И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при ...
Психологическая поддержка
Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают определенные трудности в общении с потенциальными работодателями. Для работы с ...