Формирование благоприятного психологического климата классаСтраница 2
Каждый из участников получает репродукцию портрета, созданного русским или зарубежным художником. Задача каждого - “оживить” портрет, не только приняв его позу и выражение лица, но еще и произнеся сначала несколько реплик, а по мере тренировки - и монолог за изображенного на портрете.
Чувство другого.
Из группы выделяются двое. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться - всею три раза подряд.
“Телепатия”.
Выделяются два партнера. Первый из них становится спиной ко второму на расстоянии 2 - 3 метров. Второй, пристально глядя в затылок первому, в какой-то момент должен дать ему мысленный приказ оглянуться. Задача первого - всем своим существом почувствовать второго.
Для того чтобы присутствующие знали, в какой именно момент посылается приказ, второй партнер может в этот момент пошевелить пальцем.
Пересказ.
Предварительно ребятам дается задание: подготовить трехминутное выступление на произвольную тему. После того как выступления подготовлены, задействованные в упражнении члены группы разбиваются на пары. Один из них произносит подготовленную речь, которую второй участник парного взаимодействия должен внимательно выслушать, с тем, чтобы после окончания выступления за 30 секунд пересказать все то основное, что в нем было. “Жюри” из оставшихся членов группы и сам выступавший оценивают полноту и точность пересказа, после чего участники взаимодействия меняются местами. В заключение - коллективное обсуждение упражнения.
В конце формирующего эксперимента в качестве инструмента для проведения исследования по выявлению улучшения психологического климата классного коллектива была использована методика “эмоционально-психологический климат” Карповой Г.А. Суть метода: подростки оценивают по полярным шкалам свой класс и отношения между одноклассниками.
Мной были сравнены полученные данные до и после эксперимента. На основе данных были выделены классы с наиболее благоприятным психологическим климатом (5-Б, 10-А - экспериментальные) и класс с наименее благоприятным климатом (10-Б - контрольный).
Анна Васильевна, классный руководитель 10-Акласса выделила следующие слагаемые работы над созданием благоприятного климата в классе:
- находить общие интересы, которые объединили бы всех;
- на основе интересов организовывать общие дела;
- не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
- если есть “свободная минутка” стараться проводить ее вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
Интервью у учеников 10-Б класса (с наименее благоприятным климатом) показало, что:
- часть из них занимают позицию, когда за психологический климат классного коллектива отвечает только преподаватель: уход от участия в решении проблем;
- часть ребят считают, что надо как можно больше времени проводить вместе – это будет способствовать улучшению положения;
- было высказано мнение о необходимости доброжелательнее относиться друг к другу;
- при возникновении конфликта решать его мирным путем;
- и незначительная часть ребят высказалась за более терпимое отношение к чужому мнению одноклассников;
- стремление понять тех, кто является в коллективе изгоями.
Гуманистическая теория личности.
С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонник ...
Общение, как научный феномен. Структура, функции и основные понятия
общения.
Общение — взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, бу ...
Превентивные меры игровой зависимости
несовершеннолетних
В данной работе были рассмотрены лишь некоторые аспекты вопроса игровой зависимости несовершеннолетних. Выявлено, что все игры неодинаковы не только по задействованным в ее процессе психическим функциям, но и по силе и глубине своего влияния на личность человека, а также по психологическим механизмам формирования зависимости.
В этом от ...