Методики исследованияСтраница 1
Диагностика профессионально важных качеств пожарных-спасателей проводилась при помощи пяти методик:
1. Тест зрительной и слуховой памяти R. Meili
Цель: диагностика уровня развития зрительной и слуховой памяти пожарных-спасателей.
2. Опросник Айзенка
Цель: диагностика уровня выраженности эмоциональной стабильности.
3. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).
Цель: диагностика уровня тревожности.
4. Тест механической понятливости Беннета
Цель: диагностика уровня развития технического мышления.
5. Методика определения скорости переключения внимания (ПВ) (на красно-черных таблицах Шульте-Платонова)
Цель: диагностика скорости переключения внимания.
Краткая характеристика методик исследовани.
1. Тест зрительной и слуховой памяти
Методика приводится нами в описании R. Meili (1961) и состоит из двух этапов.
Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия - 30 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря.
После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструктор сообщает обследуемому, что предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.
При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.
Названия картинок первой и второй серии находятся в Приложении 1.
2. Опросник Айзенка
Опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл.
Испытуемому предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. На вопросы может быть два варианта ответа знак + (да), если нет знак – (нет)».
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия:
· больше 19 – яркий экстраверт,
· больше 15 – экстраверт
· 12 – среднее значение,
· меньше 9 – интроверт,
· меньше 5 – глубокий интроверт.
Нейротизм:
· больше 19 – очень высокий уровень нейротизма,
· больше 14 – высокий уровень нейротизма,
· 9 – 13 – среднее значение,
· меньше 7 – низкий уровень нейротизма.
Ложь:
· больше 4 – неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
· меньше 4 – норма.
В настоящем исследовании была использована только шкала эмоциональной стабильности и шкала правдивости.
Текст опросника и ключи находятся в Приложении 2.
3. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).
Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности.
Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке. Время тестирования - 20-25 минут.
Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.
Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:
40 – 50 - баллов рассматривается как показа (ель очень высокого уровня тревоги;
25 – 40 - баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;
15 – 25 - баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;
5 – 15 - баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;
0 – 5 - баллов - о низком уровне тревоги.
Текст опросника и ключи находятся в Приложении 3.
4. Тест механической понятливости Беннета
Данная методика ориентирована на выявление технических способностей испытуемых, как подростков, так и взрослых.
Стимульный материал представлен 70 несложными физико-техническими заданиями, большая часть которых представлена в виде рисунков. После текста вопроса (рисунка) следует три варианта ответа на него, причем только один из них является правильным. Испытуемому необходимо выбрать и указать правильный ответ, написав на отдельном листе номер задания и номер избранного ответа. Методика относится к т.н. тестам скорости. На общее выполнение всех заданий отводится 25 мин.
Психологические приемы достижения расположения
собеседника приемы
Обращение к собеседнику по имени (имени-отчеству) при всяком удобном случае в ходе делового контакта. Ведь имя и личность нераздельны. Когда к человеку обращаются по имени, то таким образом показывают внимание к данной личности. Внимание к данной личности есть ее утверждение. Это вызывает у человека чувство удовлетворения. Чувство удовл ...
Методы нормализации состояния в постстрессовой ситуации
Стресс уже наступил. Теперь нам нужно сделать все возможное, чтобы снизить его негативные последствия. Предлагаемые способы можно разделить на две большие группы.
1. Работа с эмоциональной составляющей стресса:
· релаксация: движение, ходьба, вкусная еда, ванна с успокаивающими травами и маслами, музыка, аутотренинг, массаж;
· еще од ...
Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий
Для специальностей 060500.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 061100.65 «Менеджмент организации» (очная форма обучения – 5 лет)
№ п/п
Наименование темы
Всего
Аудиторная работа
Лекции
Практические
занятия
Самостоятельная работа
4,5 – семестр‑120 часов
1.
Бизнес как социокультурный инсти ...