Рекомендации психологу МЧС по развитию профессионально важных качеств пожарным-спасателямСтраница 1
Профессионально важные психологические качества сотрудников пожарно-спасательных частей МЧС отличаются специфической системой отношений, которая направленно формируется, корректируется и совершенствуется в ходе специального психолого-педагогического процесса с использованием методов воздействия на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики.
В связи с тем, что в исследовании выявлен недостаточно высокий уровень развития зрительной и слуховой памяти, необходимо ее развитие. Здесь можно использовать различные групповые коррекционные упражнения и игры для тренировки памяти. Так же для некоторых сотрудников, результаты которых оказались низкими, необходима индивидуальная работа по развитию памяти. Так же можно порекомендовать самостоятельную работу пожарным-спасателям для развития памяти, для этого существует великое множество различных программ и отдельных упражнений.
То же самое касается развития внимания, но здесь необходима дополнительная диагностика, т. к. внимание может быть рассеянно по разным причинам. Может быть испытуемые не успели отдохнуть после работы, может быть сказались стрессовые ситуации на работе и т. д. В связи с этим дополнительная диагностика поможет выявить причины низких результатов. И только после этого необходимо приступать к коррекционной и развивающей работе. Если причина в стрессовой ситуации, необходимо стабилизировать эмоциональный фон, снять тревожность, возможно дать работнику отдохнуть. Если причина в индивидуальных особенностях внимания, необходимо его развитие. В этом направлении так же можно предложить как групповую, так и индивидуальную и самостоятельную работу.
Повышенный уровень тревожности у некоторых испытуемых может быть связан с эмоциональным напряжением, стрессом, недостаточным отдыхом, а может оказаться постоянным уровнем личностной тревожности, характерным для человека. Для выяснения причин тревожности так же необходима дополнительная диагностика и только потом на основании ее результатов разработка и проведение в случае необходимости коррекционных мероприятий.
Эмоциональная стабильность является (по Айзенку) врожденной динамической характеристикой личности. Но как известно даже врожден7ные качества личности в связи с особенностями деятельности человека могут меняться. Возможно, что стаж пожарных-спасателей, обнаруживших низкий уровень эмоциональной стабильности, т. е. Некоторую тенденцию к нейротизму, невелик. Возможно с приобретением опыта работы они будут более эмоционально стабильны, их эмоции будут адекватны ситуациям.
В диагностике механической понятливости один сотруджник выявил сниженный уровень. Это может быть связано как с общей усталостью и невнимательностью, так и с особенностями мышления. После дополнительной диагностики, позволяющей выявить причины низкого результата, при необходимости можно разрабатывать индивидуальную программу коррекции.
В заключении надо сказать, что в связи с тем, что профессиональная деятельность пожарных-спасателей связана с постоянными стрессовыми ситуациями и эмоциональным напряжением, необходимо постоянно проводить мероприятия (тренинги, групповые занятия, релаксационные мероприятия) для стабилизации эмоционального фона, снижения тревожности.
Выводы по главе 2
Экспериментальное исследование проводилось в пожарно-спасательной службе МЧС г. Кирова. В ходе проведения экспериментальной работы были выявлены следующие особенности выраженности профессионально важных качеств у пожарных-спасателей.
1. Зрительная и слуховая память у пожарных-спасателей развиты у некоторых сотрудников на очень высоком уровне, но в исследовании выявлены такие сотрудники, уровень развития зрительной и слуховой памяти которых развит недостаточно. Это может сказываться на недостаточной эффективности их профессиональной деятельности, т. к. во время проведения пожарно-спасательных работ бывает необходимо зрительно и на слух запоминать информацию, чтобы принимать правильные решения в экстренных ситуациях.
Особенности протекания кризиса середины жизни у мужчин
Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок - неуверенность в себе, которая может быть разрушительной и при осуществлении интеллектуальной деятельности.
Му ...
VIII стадия. Поздняя зрелость (Зрелость)
Последняя восьмая стадия завершает жизнь человека; этот период знаменует начало старости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности
жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Только в том, кто заботится о делах и людях, адаптиров ...
Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе
с детьми
Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами.
Приемы, используемые для «разогрева» или настройки ребенка.
Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказкой, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты ...