ВведениеСтраница 1
Актуальность
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.
Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.
Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.
Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека {7, 5}.
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы, создание в общеобразовательной школе системы профилактики конфликтов намного улучшит качество воспитательного процесса.
Целью
работы является изучение влияния конфликтов на межличностные отношений в классном коллективе.
Объектом исследования являются учащиеся 6 класса общеобразовательной школы.
Предметом исследования являются межличностные отношения в коллективе подростков.
В ходе исследования ставились следующие задачи:
· теоретически обосновать необходимость работы по профилактике конфликтов в школе;
· проведение диагностического исследования межличностных отношений в классном коллективе;
· подбор тренинговых упражнений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций.
В ходе исследования использовались разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, конфликтологии и социологии, проведена опытно-экспериментальная работа по данной проблеме.
Методическая база включает в себя широкий круг литературы. Прежде всего, это учебные и методические пособия, периодические издания, монографии. Среди монографических изданий хочется выделить работу А.Я. Анцупова «Профилактика конфликтов в школьном коллективе» (М.,2003); «Социальная психология» под редакцией А.Л. Журавлёва (М., 2002г.). Большим достоинством этих работ является то, что в них отводится значительное место исследованию причин возникновения конфликтных ситуаций в школе, а также их профилактике. Кроме того, данной проблеме посвящали свои работы отечественные и зарубежные авторы: Гришина Н.В., Корнелиус Х., Дубовская Е.М., Петровская Л.А., Петровский А.В., Журавлев В.И., Козырев Г.И
Гипотеза - психопрофилактика конфликтов помогает поддерживать благоприятную социально-психологическую обстановку в классном коллективе.
Теоретические аспекты изучения школьной адаптации первоклассников. Понятие социальной адаптации
Понятие «адаптация» может также иметь различное значение в зависимости от того, биологический или социальный ее аспекты рассматриваются в конкретном исследовании.
Адаптация – (от лат. adaptatio – прилаживание, приноравливание) – приспособление самоорганизующийся системы к изменяющимся условиям среды.
Адаптация социальная (от лат. adap ...
Исследование терминальных и инструментальных ценностей мужчин
В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих терминальных ценностей и жизненных сфер деятельности мужчин нами был взят Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). Опросник позволяет выявить иерархию ценностных ориентаций человека и преобладающие сферы его жизнедеятельности.
Таблица № 1
Результаты исследования термина ...
Методические рекомендации студентам по конспектированию учебного материала
Конспект – универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту – запись должна быть систематической, логически связной.
Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного пл ...