Описание методик исследования
Тест «смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО).
Тест позволяет выявить
некоторые жизненные позиции испытуемых,
которые условно можно разделить на 5 групп.
· Цели в жизни;
· Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни;
· Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией;
· Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни);
· Локус контроля – жизнь или управляемость жизни.
2. Процедура проведения и оценка результатов тестирования СЖО
выглядит следующим образом: испытуемым предлагается ответить на 20 вопросов относительно их смысложизненных ориентаций. Ответы заносятся в специальный бланк. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 5 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (проценты или стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия.
Общий показатель ОЖ
– все 20 пунктов.
Субшкала 1 (цели)
– 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (процесс)
– 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала 3 (результат)
– 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (локус контроля – Я)
– 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (локус контроля
– жизнь)
– 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Таблица № 1
. Среднее значение и стандартное отклонение для мужчин.
Шкала |
Мужчины |
Мужчины |
Среднее значение |
Стандартное отклонение | |
1. Цели |
32,90 |
5,92 |
2. Процесс |
31,09 |
4,44 |
3. Результат |
25,46 |
4,30 |
4. ЛК - Я |
21,13 |
3,85 |
5. ЛК - жизнь |
30,14 |
5,80 |
Общий ОЖ |
103,10 |
15,03 |
Младенец умеет воздействовать на мать, вызывая желаемое поведение
Известный исследователь Конрад Лоренц высказал идею: если для выживания и развития детеныши некоторых видов животных нуждаются в родительской заботе, то они должны обладать способностью (особыми средствами) ее вызывать. Одним из таких средств является внешний вид малышей, который существенно отличается от внешнего облика взрослых особей ...
Раннее детство (1-3 года).
В возрасте полутора лет наряду с такими побудителями, как предмет или родители возникают и внутренние психические побудители – представления и образы воображения (цели), вызывающие стремление ребенка к достижению внешнего стимула (например, игрушки) даже тогда, когда этот стимул исчезает из непосредственного поля восприятия (прячется вз ...
Респондентное и оперантное поведение
При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное
и оперантное
. Чтобы лучше понять принципы скиннеровского оперантного научения, мы сначала обсудим респондентное поведение.
Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний ...