Описание методик исследования

Тест «смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО).

Тест позволяет выявить

некоторые жизненные позиции испытуемых,

которые условно можно разделить на 5 групп.

· Цели в жизни;

· Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни;

· Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией;

· Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни);

· Локус контроля – жизнь или управляемость жизни.

2. Процедура проведения и оценка результатов тестирования СЖО

выглядит следующим образом: испытуемым предлагается ответить на 20 вопросов относительно их смысложизненных ориентаций. Ответы заносятся в специальный бланк. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 5 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (проценты или стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия.

Общий показатель ОЖ

– все 20 пунктов.

Субшкала 1 (цели)

– 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс)

– 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала 3 (результат)

– 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля – Я)

– 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля

жизнь)

– 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Таблица № 1

. Среднее значение и стандартное отклонение для мужчин.

Шкала

Мужчины

Мужчины

 

Среднее значение

Стандартное отклонение

1. Цели

32,90

5,92

2. Процесс

31,09

4,44

3. Результат

25,46

4,30

4. ЛК - Я

21,13

3,85

5. ЛК - жизнь

30,14

5,80

Общий ОЖ

103,10

15,03


Концепция личности Б.Г. Ананьева (1907-1972)
По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обу ...

Опыт эффективной работы психологов с детьми дошкольного возраста с недостатками психомоторного развития
Первые отечественные работы, посвященные психологической реабилитации дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60-х годах М.В. Ипполитовой (1967) и Л.А. Даниловой (1969). Опираясь на зарубежный и собственный опыт, эти ученые обосновали необходимость формирования государственной системы специального дошкольного образования ...

Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи ребенку. Характеристика сказки как предмета творческой деятельности
Сказки любят все. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все возможно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать для себя. В XX в. сказка приобретает особое значение в мировой культуре. Никогда раннее сказочный жанр не приобретал т ...