Описание методик исследования
Тест «смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО).
Тест позволяет выявить
некоторые жизненные позиции испытуемых,
которые условно можно разделить на 5 групп.
· Цели в жизни;
· Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни;
· Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией;
· Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни);
· Локус контроля – жизнь или управляемость жизни.
2. Процедура проведения и оценка результатов тестирования СЖО
выглядит следующим образом: испытуемым предлагается ответить на 20 вопросов относительно их смысложизненных ориентаций. Ответы заносятся в специальный бланк. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 5 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (проценты или стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия.
Общий показатель ОЖ
– все 20 пунктов.
Субшкала 1 (цели)
– 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (процесс)
– 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала 3 (результат)
– 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (локус контроля – Я)
– 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (локус контроля
– жизнь)
– 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Таблица № 1
. Среднее значение и стандартное отклонение для мужчин.
Шкала |
Мужчины |
Мужчины |
Среднее значение |
Стандартное отклонение | |
1. Цели |
32,90 |
5,92 |
2. Процесс |
31,09 |
4,44 |
3. Результат |
25,46 |
4,30 |
4. ЛК - Я |
21,13 |
3,85 |
5. ЛК - жизнь |
30,14 |
5,80 |
Общий ОЖ |
103,10 |
15,03 |
Концепция личности Б.Г. Ананьева (1907-1972)
По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обу ...
Опыт эффективной работы психологов с детьми дошкольного возраста с
недостатками психомоторного развития
Первые отечественные работы, посвященные психологической реабилитации дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60-х годах М.В. Ипполитовой (1967) и Л.А. Даниловой (1969). Опираясь на зарубежный и собственный опыт, эти ученые обосновали необходимость формирования государственной системы специального дошкольного образования ...
Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи
ребенку. Характеристика сказки как предмета творческой
деятельности
Сказки любят все. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все возможно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать для себя.
В XX в. сказка приобретает особое значение в мировой культуре. Никогда раннее сказочный жанр не приобретал т ...