Диагностика школьной дезадаптации
Цель психодиагностического обследования уточнение существующих проблем, перевод заявок педагогов, родителей и детей в русло психологической терминологии. В данном возрасте важно не проводить дольше 25 – 35 минут единовременно. Либо освобождать для этих целей (при групповом обследовании) 1 – 2 дня.
Наиболее часто используемый инструментарий
Тип диагностики, название |
Что измеряется? |
Тип методики |
Особенности методики |
СПА-1 (по Э.М. Александровской) |
Основные характеристики школьной адаптации: Успешность УД; Усвоение норм поведения Контакты; Эм.благополучие |
Стандартизованная программа наблюдения |
Несколько раз на каждого школьника заполняется бланк. Оценка – на основе экспертных данных учителя и психолога. Необходимо предварительное обучение педагогов |
Школьная мотивация (по Н.Г. Лускановой) |
Уровень школьной мотивации и учебной активности = уровень адаптации |
2 части – анкета «Что тебе нравится в школе? 2) Рисунок – Нарисуй, что тебе больше всего нравится в школе. | |
Диагностика эмоциональных нарушений |
тесты тревожности: Дорки-Амен, Филипс, Прихожан, САТ; ШРЛТд (Шкала реактивной и личностной тревоги по Спилбергеру – Ханину, детский вариант) и др. | ||
Диагностическое исследование трудностей, связанных с недостаточным развитием произвольности психических функций |
Корректурные пробы, повторение линий, графический диктант Эльконина и другие соответствующие процедуры из тестов готовности к школе | ||
Диагностика интеллектуальной сферы учащихся с выраженной дезадаптацией |
Существует множество методик: Равен, Векслер, кубики Коса и т.п. |
Как правило, проводится для уточнения предположений относительно уровня обучаемости | |
Диагностика детско-родительских взаимоотношений и коммуникативных трудностей у детей с выраженной дезадаптацией |
Опросник родительских отношений Варги-Столина, Рисунок семьи и др. |
Далее на этой основе уточняется проблема и разрабатывается план дальнейшей работы. Возможные варианты – развивающие и коррекционные программы, индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
Теоретические аспекты развития ценностных ориентаций. Понятие
ценностей и ценностных ориентаций личности
Определение понятия – «ценностные ориентации» Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению фи ...
Проблема неверных
обобщений как артефактных выводов
Ошибки на пути к конечным обобщениям приводят к формулировкам неверных, или артефактных, выводов. Артефактные выводы могут быть следующего характера:
1) неверный вывод из-за неверных статистических решений. Например, исследователь может "проглядеть", что нужно отвергнуть как экспериментальную, так и контргипотезу и необходим ...
Рекомендации по развитию мышления в подростковом
возрасте
Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка.
Как же развивать мышление подростков?
Для правильного развити ...