Арт-терапия – совокупность психокоррекционных методик для психологической
помощи детямСтраница 1
Арт-терапия – один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и педагогов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Форма, цвет, размер и многие другие характеристики продуктов вашего творчества могут раскрыть вам ваши истинные, глубинные желания, страхи, надежды, ваше истинное отношение к кому – то или чему – то. Кроме предоставления возможности понять самого себя, арт-терапия в силах помочь изменить что-то в вашей жизни в сторону гармонизации, развития глубинной уверенности в себе, повышения гибкости мышления и восприятия.
Арт-терапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью. В последние 20 лет арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным инструментарием [29, c. 17].
Первоначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. Одни авторы рассматривают арт-терапию как особую форму психотерапии посредством визуального, пластического искусства, другие – как альтернативную практику.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности [38, c. 18]. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия. Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта [29, c. 30].
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение». В зарубежной психотерапии выделяют четыре основных направления в применении арт-терапии:
1. использование для коррекции уже существующего произведения искусства путем анализа и интерпретации (пассивная арт-терапия).
2. побуждение участников к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной коррекционный фактор (активная арт-терапия).
3. одновременное использование первого и второго принципов.
4. акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения с участником в процессе обучения его творчеству.
Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами участники, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готового произведения изобразительного творчества [38, c. 35].
Широко распространены взгляды на арт-терапию как на особую форму реагирования и сублимации. Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным художественно – образным представлением. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее ребенку и взрослому проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а психологу обеспечивает прямой доступ к бессознательному.
И ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности [30, c. 10].
Имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования. Среди них:
1. негативная «Я - концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка;
2. трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;
Социальные типы характера по Фромму
Эрих Фромм, обсуждая «биологическое несовершенство» человека, отмечал, что первый признак, отличающий человеческое существование от животного, имеет отрицательную характеристику, а именно – относительную недостаточность инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру. Способ адаптации животных, пишет Фромм, повсеместно о ...
Типы конструктов
Келли также предположил, что личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они осуществляют над своими элементами. Конструкт, который стандартизирует (упреждает) элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне, Келли назвал упредительным конструктом
. Это тип классификационного ...
Анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника
Материал: карточка со схематичным изображением трех фигурок детей и семи карточек с напечатанными на них ценностными характеристиками:
1
умный
сильный
здоровый
2
сильный
веселый
хорошо учится
3
аккуратный
здоровый
веселый
4
хорошо учится
умный
аккуратный
5
красивый
аккура ...