Стадии психосексуального развития
Страница 1

Материалы » Теория личности » Стадии психосексуального развития

1. Оральная стадия (0-18 мес.)

Зона сосредоточения либидо – рот, так как рот в этот период наиболее тесно связан с удовлетворением биологических потребностей. Однако удовлетворение оральных потребностей – это, прежде всего:

  • удовлетворение либидо (сосание) как получение удовольствия;
  • удовлетворение голода;
  • удовлетворение потребности соотнесения себя с объектом (матерью).

Особенность заключается в том, что эти потребности должны удовлетворяться вместе.

С момента рождения появляется желание подтвердить себя, свои границы:

1) В материнской утробе ребенок воспринимает мир и свои собственные границы слитно, как некое космическое состояние, и переживает «океаническое чувство».

2) После родов эти границы подтверждают пеленки как границы внутри матери.

Появляется ценность удовлетворения.

3) Возникающее у ребенка напряжение снижается через сосание материнской груди, вследствие чего ребенок получает удовольствие как оргазмическое чувство. Однако если мама не подходит сразу (идеальных матерей не бывает) и не обозначает собою ребенка (т. к. мать и ребенок еще неразрывны), он испытывает фрустрацию и подтверждает отсутствие себя, свою «плохость».

Поскольку Ид и Эго еще нераздельны, в этот момент появляется Эго как реакция на фрустрацию, как:

· сила, инстанция на границе с миром;

· возникающая из ощущений с телом;

· создающая защитные механизмы от фрустрации;

· возникающая из Ид во внешнем слое, выносящая в мир напряжение.

Таким образом, Эго защищает Ид через удовлетворение, а не удовольствие, т. к. удовольствие достигается при немедленной разрядке. Повторяющиеся неизбежные фрустрации расширяют границы между внутренним и внешним миром. Выделяется функция Эго как защиты от внешнего мира и от внутреннего, как от слишком сильного напряжения в Ид. Но при слишком сильных фрустрациях зачаточное Эго не может с ними справиться, ребенок фиксируется, «запоминает» неприятные ощущения и защищает себя сам. Например, пососать свой собственный палец.

4) Ребенок начинает экспериментировать с грудью – кусать, то есть:

· входить в контакт с объектом;

· наделять мать волей.

В этот период формируется либо базовое доверие миру, либо недоверие.

Таким образом, в каждом инстинктивном удовлетворении потребностей:

· познание реальности;

· овладевание реальностью;

· эмоциональное взаимодействие;

· тактильный контакт с телом матери.

К 6 - 12 месяцам появляется новая форма орального удовлетворения. Появление зубов обусловливает садистические желания – кусать (в т.ч. мамину грудь). Удовлетворение голода и исследование мира через рот объединены совместным проявлением любви и агрессии. Вырисовывается мир реальных объектов. Теряется чувство продолжения его самого.

К 7 – 12 месяцам появляются признаки гнева четко на мать, как реакция на фрустрацию, однако гнев долго не живет. Это признаки орально-садистической стадии.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Это момент всегда связан с фиксацией. Поскольку в норме любой ребенок всегда желает мамину грудь, не хочет бросать.

Согласно Фрейду, у человека, который получал в этот период недостаточную стимуляцию, сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности (ожидание «материнского отношения к себе», поиск одобрения любой ценой, требовательность, зависимость, пессимизм…).

2. Анальная стадия (1-3 года).

Первый урок цивилизации. Мама впервые выдает запреты, становится карающей, страшной инстанцией. Эрогенная зона на другой стороне кишечника (анус).

Ребенок начинает улавливать напряжение в прямой кишке сначала бессознательно, затем сознательно. Появляется первое проявление воли – управление сфинктером. Впервые входит в объектные отношения, где акт дефекации – это манипуляция, ощущение всемогущества, месть. Задача ребенка получить любовь через дефекацию, когда «делаю» - любовь, «не делаю» - не любовь, «сдерживаю» - любовь, «не сдерживаю» - не любовь. Ребенок может манипулировать, чтобы вызвать желаемое от мамы. В изобилии направляется не нее агрессия. Именно теперь ребенок в играх хочет завладеть игрушкой, во что бы то ни стало. Идентифицируясь с агрессором, – мамой -демонстрируют такое же поведение и со сверстниками.

Отношение к матери амбивалентно

· активно исследует мир

· убежденность в своем всемогуществе

· мать ограничивает

· наказывает

Страницы: 1 2 3 4


Понятие репрезентативная система.
Получается в дальнейшем, что люди сталкиваются с одним и тем же миром, а описывают и переживают его каждый по своему. Удивительно то, что причиной страдания является несоответствие нашей убогой мо­дели мира богатству и многообразию самого мира. По сути все зависит от нашего представления (презентации) мира, от нашего описания его, котор ...

Превентивные меры игровой зависимости несовершеннолетних
В данной работе были рассмотрены лишь некоторые аспекты вопроса игровой зависимости несовершеннолетних. Выявлено, что все игры неодинаковы не только по задействованным в ее процессе психическим функциям, но и по силе и глубине своего влияния на личность человека, а также по психологическим механизмам формирования зависимости. В этом от ...

Результаты и их обсуждения. Процедура проведения эксперимента
Наше исследование носит экспериментальный характер. Для выявления зависимости социально-психологического климата в коллективе от некоторых психологических характеристик личности руководителя было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие два коммерческих подразделения двух различных фирм: по 15 человек в каждом по ...