Стадии психосексуального развития
Страница 1

Материалы » Теория личности » Стадии психосексуального развития

1. Оральная стадия (0-18 мес.)

Зона сосредоточения либидо – рот, так как рот в этот период наиболее тесно связан с удовлетворением биологических потребностей. Однако удовлетворение оральных потребностей – это, прежде всего:

  • удовлетворение либидо (сосание) как получение удовольствия;
  • удовлетворение голода;
  • удовлетворение потребности соотнесения себя с объектом (матерью).

Особенность заключается в том, что эти потребности должны удовлетворяться вместе.

С момента рождения появляется желание подтвердить себя, свои границы:

1) В материнской утробе ребенок воспринимает мир и свои собственные границы слитно, как некое космическое состояние, и переживает «океаническое чувство».

2) После родов эти границы подтверждают пеленки как границы внутри матери.

Появляется ценность удовлетворения.

3) Возникающее у ребенка напряжение снижается через сосание материнской груди, вследствие чего ребенок получает удовольствие как оргазмическое чувство. Однако если мама не подходит сразу (идеальных матерей не бывает) и не обозначает собою ребенка (т. к. мать и ребенок еще неразрывны), он испытывает фрустрацию и подтверждает отсутствие себя, свою «плохость».

Поскольку Ид и Эго еще нераздельны, в этот момент появляется Эго как реакция на фрустрацию, как:

· сила, инстанция на границе с миром;

· возникающая из ощущений с телом;

· создающая защитные механизмы от фрустрации;

· возникающая из Ид во внешнем слое, выносящая в мир напряжение.

Таким образом, Эго защищает Ид через удовлетворение, а не удовольствие, т. к. удовольствие достигается при немедленной разрядке. Повторяющиеся неизбежные фрустрации расширяют границы между внутренним и внешним миром. Выделяется функция Эго как защиты от внешнего мира и от внутреннего, как от слишком сильного напряжения в Ид. Но при слишком сильных фрустрациях зачаточное Эго не может с ними справиться, ребенок фиксируется, «запоминает» неприятные ощущения и защищает себя сам. Например, пососать свой собственный палец.

4) Ребенок начинает экспериментировать с грудью – кусать, то есть:

· входить в контакт с объектом;

· наделять мать волей.

В этот период формируется либо базовое доверие миру, либо недоверие.

Таким образом, в каждом инстинктивном удовлетворении потребностей:

· познание реальности;

· овладевание реальностью;

· эмоциональное взаимодействие;

· тактильный контакт с телом матери.

К 6 - 12 месяцам появляется новая форма орального удовлетворения. Появление зубов обусловливает садистические желания – кусать (в т.ч. мамину грудь). Удовлетворение голода и исследование мира через рот объединены совместным проявлением любви и агрессии. Вырисовывается мир реальных объектов. Теряется чувство продолжения его самого.

К 7 – 12 месяцам появляются признаки гнева четко на мать, как реакция на фрустрацию, однако гнев долго не живет. Это признаки орально-садистической стадии.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Это момент всегда связан с фиксацией. Поскольку в норме любой ребенок всегда желает мамину грудь, не хочет бросать.

Согласно Фрейду, у человека, который получал в этот период недостаточную стимуляцию, сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности (ожидание «материнского отношения к себе», поиск одобрения любой ценой, требовательность, зависимость, пессимизм…).

2. Анальная стадия (1-3 года).

Первый урок цивилизации. Мама впервые выдает запреты, становится карающей, страшной инстанцией. Эрогенная зона на другой стороне кишечника (анус).

Ребенок начинает улавливать напряжение в прямой кишке сначала бессознательно, затем сознательно. Появляется первое проявление воли – управление сфинктером. Впервые входит в объектные отношения, где акт дефекации – это манипуляция, ощущение всемогущества, месть. Задача ребенка получить любовь через дефекацию, когда «делаю» - любовь, «не делаю» - не любовь, «сдерживаю» - любовь, «не сдерживаю» - не любовь. Ребенок может манипулировать, чтобы вызвать желаемое от мамы. В изобилии направляется не нее агрессия. Именно теперь ребенок в играх хочет завладеть игрушкой, во что бы то ни стало. Идентифицируясь с агрессором, – мамой -демонстрируют такое же поведение и со сверстниками.

Отношение к матери амбивалентно

· активно исследует мир

· убежденность в своем всемогуществе

· мать ограничивает

· наказывает

Страницы: 1 2 3 4


Характеристика методов исследования
Для достижения поставленной цели и в соответствии с задачами исследования использовались следующие методы исследования : 1. Опросник Басса- Дарки 2. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (Н.Я.Иванов и А.Е.Личко) 3. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича ...

Анализ результатов изучения психологического климата и характера взаимоотношений в семье
Для проведения экспериментальной части нашей работы были созданы все условия как со стороны родителей, участвовавших в исследовании, так и со стороны педагогов ДОУ. Во время посещения семей, и во время беседы с родителями, нами были проявлены тактичность и внимательность. Были заранее продуманы: цель и план беседы, вопросы для общения. ...

Модель лидерства Танненбаума–Шмидта
Поговорим теперь о работах двух людей, разрабатывавших теорию лидерства. Один – это Роберт Танненбаум, а другой – Уоррен Шмидт. Много лет назад эти два человека написали известную статью, которая появилась в «Гарвард Бизнес Ревю». Эта статья называлась «Как выбрать модель руководства: как руководить людьми?». Обратимся к диаграмме управ ...