Организация педагогической поддержки детей дошкольного возраста
Страница 1

Материалы » Поддержка детей с негативными формами поведения » Организация педагогической поддержки детей дошкольного возраста

Современное образование, ориентирующее педагогов на усиление личностного аспекта в развитии дошкольников, активизацию их субъектных отношений в познании себя и окружающего мира, обусловливает необходимость построения воспитательного процесса в детском саду на основе реальных возможностей и способностей детей [21;88].

Цель педагогической поддержки – помочь старшему дошкольнику научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к личностной проблеме и на этой основе самостоятельно строить целостную деятельность по ее разрешению. Другими словами, чтобы он учился не просто спонтанно действовать в ситуации такой проблемы, а размышлял над тем: как и почему возникла эта проблема; что он хочет, чтобы появилось в результате его действий; насколько это реально; что он может сделать в осуществлении желаемого; что ему мешает, как справиться с этой помехой; как отразится то, что он задумал на других людях, которые так или иначе вовлечены в эту ситуацию и т.п.

Педагог не инструментирует заранее принятие ребенком того, что он потребует от него. Принципиальное отличие педагогической поддержки от других приемов педагогической деятельности состоит в том, что личностная проблема ребёнка обозначается и в целом решается самим ребенком при опосредованном участии взрослого. В таком случае ребенок сам берет на себя ответственность за результат своих действий, не перекладывая ее на педагога, родителей или других людей, т.е. проявляет определённую свободу действий, становится субъектом своей жизнедеятельности.

Первым фактором педагогической поддержки старшего дошкольника в условиях детского сада можно считать гуманизацию способов общения педагогов и родителей с детьми, позволяющую детям занять активную субъектную позицию во взаимодействии со сверстниками и воспитывающими взрослыми.

Недопустимо ограничивать общение с детьми только дисциплинарными указаниями, связанными с выполнением развивающих задач или режимных моментов. Педагогу необходимо чаще разговаривать с детьми, интересоваться их настроением, планами сегодняшней жизни в детском саду, использовать для такого общения все подходящие моменты повседневной жизни. Важна эмоциональная увлеченность любым доступным для старшего дошкольника делом: кто-то из педагогов любит живопись, кто-то увлекается музыкой, а кто-то любит вышивать. Все это можно раскрыть детям. Эмоционально увлеченный каким-то делом человек подаст детям гораздо больше примера для воспитания уважения к труду, способности к осознанию, осмыслению и оценки собственных поступков, действий, поведения, умений, эффективно влияет на адекватную самооценку, проектирование позитивного образа «Я», на формирование неэгоистической направленности желаний, нежели абстрактные объяснения на занятиях. Взрослый, его положительные личностные качества, настолько значимы для старшего дошкольника, что у него сразу же возникает желание приобщиться к совместному делу. Именно в направлении организации свободного общения для педагога и воспитанников возникает возможность раскрыть наиболее полно свой творческий потенциал [10;223].

Таким образом, вторым фактором, определяющим организацию педагогической поддержки дошкольников является наличие активности воспитанников в накопление ими позитивных образцов творческой игровой деятельности.

Удовольствие или неудовольствие от процесса игры, удовлетворенность или неудовлетворенность игрой; собственное отношение к игре, выделение ее позитивных и негативных моментов составляет содержание рефлексивного компонента личностных способностей старших дошкольников. Рефлексивное отношение старших дошкольников к различным жизненным ситуациям в детском саду связано с эмоциональным отражением ситуации, умением самостоятельно разрешать игровые конфликты, способностью вырабатывать собственные нормы и правила в игровом взаимодействии.

Развитие этих личностных качеств приводит к формированию у воспитанников особого творческого отношения к любым нормам, сопровождающим жизнь человека, в том числе, общественным, социальным требованиям. Желание соответствовать одобряемым воспитывающими взрослыми образцам правильного поведения является доминирующим в период старшего дошкольного возраста, и обусловливает возможность педагогической организации с ним рефлексивного взаимодействия. Со стороны взрослых данное взаимодействие отличается тем, что включает в себя активность педагога и родителей не только по реализации своих рефлексивных эталонов, но и активность по их созданию в ответ на требование ситуации. В этом случае зарождается особая рефлексивная среда, культивирования рефлексивных актов, включающая в себя воспитывающих взрослых как носителей стихийной и организованной рефлексии, и воспитанников как партнеров по совместному решению проблемных задач.

Страницы: 1 2


Теории Х и Y Мак-Грегора
Профессор в области управления Дуглас Мак-Грегор написал книгу «Человеческий фактор на предприятии», в которой изложил интересную теорию. Это одна из самых важных теорий из всех рассмотренных. Она называется теория X и Y и состоит в том, что стиль вашего руководства определяется тем, как вы оцениваете своих подчиненных. Нравятся они вам ...

Методы ослабления «предстартовой лихорадки»
1. Метод рационализации предстоящего события. Для этого следует максимально детально представить ситуацию, которая вас ожидает: где произойдет волнующее вас событие, во что вы будете одеты, что вы будете говорить, во что будет одет собеседник, что он будет говорить. В реальности детали могут быть не такими, однако это неважно. В резуль ...

Организация педагогической поддержки детей дошкольного возраста
Современное образование, ориентирующее педагогов на усиление личностного аспекта в развитии дошкольников, активизацию их субъектных отношений в познании себя и окружающего мира, обусловливает необходимость построения воспитательного процесса в детском саду на основе реальных возможностей и способностей детей [21;88]. Цель педагогическо ...