Методы исследования
Страница 1

В ходе исследования применялись следующие методы Анализ документов. Документами в психодиагностике называют специальные материалы — письменные, фонетические, кино-видео, - и фотоматериалы, обеспечивающие возможность накопления, хранения и передачи отдельной информации о человеке. Знакомство с документами, как правило, позволяет составить самое общее представление о личности изучаемого, выработать предварительную гипотезу 9тносительно некоторых его свойств и качеств, спланировать дальнейшее изучение индивидуально -психологических особенностей с помощью других методов.

Обращение к документам позволяет получить информацию о биографических данных человека, состоянии его здоровья, моральных и психологических качествах, отношениях с товарищами и поведении в коллективе, устойчивости военно-профессиональной направленности, особенностях уже имеющегося профессионального опыта, сделать предварительный вывод о степени соответствия индивидуальных свойств и качеств добровольца требованиям военной профессии. Таким образом, наличие хорошо отработанных документов позволяет в условиях военного комиссариата получить более обоснованную информацию о кандидате и фазу выявить явно непригодного кандидата.

Выводы о качествах личности кандидата, выявленных на основе документальных источников, уточняются и дополняются с помощью других методов психодиагностики, в частности, наблюдения.

Наблюдение

. Это один из наиболее объективных и надежных методов оценки индивидуально-психологиеских качеств человека Оно представляет собой целенаправленное и систематическое восприятие действий, поступков, поведения респондента., его отношений к различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех факторов, которые могут характеризовать направленность, способности, другие свойства и качества личности.

Цель наблюдения - выявить динамику и особенности проявления в реальной жизнедеятельности тех индивидуально - психологических качеств, которые определяют успешность подготовки человека к военной службе. В ходе наблюдения особый интерес представляют ситуации, связанные с адаптацией к новым условиям, с преодолением трудностей, выполнением заданий, требующих самостоятельности, инициативы, волевых качеств, организаторских способностей, творческого мышления.

Одной из задач методов наблюдения следует считать оценку нервно-психической устойчивости. При решении этой задачи наблюдения целесообразно прежде всего сосредоточить на особенностях моторики, стиль взаимоотношения с окружающими, реакциях сложных критических ситуациях.

В ходе наблюдения о нервно-психической неустойчивости могут свидетельствовать следующие признаки:

· заикание, неловкость, угловатость движения;

· подергивание век и щек, закусывание губ, частое моргание, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенная потливость рук и всего тела;

· развязное поведение, вспыльчивость, раздражительность, частые конфликты с товарищами, отсутствие эффекта от замечаний и бесед;

· изменчивость настроения, легкость возникновения эмоциональных реакций и конфликтов, тенденция к совершению необдуманных поступков;

· нерешительность, излишняя застенчивость и робость или, наоборот чрезмерная общительность, расторможенность, нетерпеливость и суетливость;

· неспособность долго переживать высокий уровень внимания, вялость, значительная зависимость работоспособности от настроения и заинтересованности;

· лживость, «театральная» обидчивость, болезненное самомнение, постоянное обвинение окружающих в несправедливости к себе, претензия на исключительное положение в коллективе.

Результаты наблюдения фиксируются в «Листе наблюдения» (Приложение 1).

Индивидуальная беседа

. Беседа один из важнейших и наиболее действенных методов изучения личности. Она позволяет установить прямой контакт и оценить те индивидуальные особенности. Которые не всегда удается определить с помощью других методов психодиагностики. Беседа в ходе профессионально психологического отбора проводится сотрудниками военкомата Она требует тщательной подготовки, четкого определение целей и последовательности постановки различных вопросов. Также важное значение имеет также выбор места и времени разговора, перед началом беседы следует тщательно ознакомиться с результатами анализа документов, с данными наблюдения и других методов.

Беседа проводится в отдельном помещении, в спокойной товарищеской обстановке. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их следует так, чтобы они способствовали развертыванию единично, целостного рассказа кандидата о себе, своей жизнедеятельности, своих интересах и наклонностях. Очень важно в процессе беседы выяснить насколько способен кандидат критически оценивать свои способности и возможности. Индивидуально - психологические качества кандидата., проявляемые им в той или иной деятельности, оцениваются в беседе непосредственно через систему взглядов, суждений и отношений к труду, окружающим людям и самому себе.

Страницы: 1 2 3


Методический инструментарий разрешения конфликта классным руководителем
Каждое конкретное действие педагога или некоторая их совокупность оказывают определенное влияние на ученика. Вслед за Э.Ш.Натанзон можно выделить три класса приемов педагогического воздействия; 1) созидающие (способствуют развитию новых положительных качеств); 2) тормозящие (помогают исправить поведение, побуждая преимущественно о ...

Показатели эффективности организации
Эффективность организации определяется по ряду показателей. Оценить эффективность работы фирмы только по ее экономическим достижениям – например, по прибыли, полученной в результате деятельности, – недостаточно. Огромную прибыль можно получить и на основе жесточайшей эксплуатации работников, и на основе современных методов организации п ...

Социализация личности и психосоциальные кризисы
Таким образом, социализация - это двусторонний процесс, включающий, во-первых, усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей путем вхождения в социальную среду и, во-вторых, активное воспроизводство индивидом системы социальных связей в процессе деятельности. Социализация личности, являясь центральной проблемой социаль ...