Пиктограмма
Воспроизведено 10 из 10 предложенных для запоминания понятий. Испытуемый свободно устанавливал связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и при воспроизведении слов по рисунками. Это указывает на достаточную сформированность понятийного мышления.
Виды изображений:
абстрактные 0
знаково-символические 3
конкретные 4
сюжетные 3
метафорические 0
Наблюдается незначительное преобладание конкретных изображений, что можно рассматривать как некоторое тяготение испытуемого к конкретно-действенному мышлению, однако это незначительный "перекос", т.к почти столь же часто были использованы и знаково-символические изображения.
Интересно проективное значение некоторых выбранных изображений:
для "разлуки" выбрано типичное изображение двух человеческих фигурок, около которых нарисованы направленные в разные стороны стрелки. Слово в дальнейшем испытуемым было воспроизведено правильно, и сделано интересное дополнение: "Сразу вспомнил, как родители разводились". Это может указывать на особую значимость данного события в жизни исследуемого.
для слова "дружба" использовано изображение церкви (испытуемым получено среднее религиозное образование, периодически посещает церковь).
Эти данные, возможно, могли бы дать лучшее понимание причин и особенностей заболевания испытуемого.
Воспроизведение рассказа.
Испытуемому было предложено два рассказа различной сложности. Оба рассказа он воспроизвел точно, сохраняя логическое развитие сюжета, без пропуска отдельных элементов. Такой результат свидетельствует о хорошем уровне понимания (мышление) и запоминания (память) текстов, умении организовывать свою устную речь.
Сложные аналогии.
В данном задании испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логически объяснил все сопоставления, это дает право заключит, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Исключение лишнего.
Все задания были выполнены правильно. Затруднения возникли в работе с карточкой "самолет - пчела - гвоздь - вентилятор": испытуемый сразу же определил, что лишним является гвоздь, но для него было сложно сформулировать почему это так. Карточку "портфель - книга - кошелек - чемодан" первоначально он решил неправильно, указав, что лишним является кошелек ("книга может храниться и в портфеле, и в чемодане"). Однако после вопроса экспериментатора: "А Вам не кажется, что кошелек портфель могут быть чем-то похожи?", он исправляет свой ответ на правильный (книга). Это свидетельствует об адекватном отношении к критике и собственным ошибкам. На карточку, не имеющую решения ("яблоко - шуба - роза - книга"), был сразу же дан адекватный ответ: "Затрудняюсь".
Можно сделать вывод, что испытуемый обладает хорошей способностью к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки.
Часто болеющий ребенок в семье
Актуальность вопроса изучения психологических особенностей часто болеющих детей связана с высоким уровнем заболеваемости детей в нашей стране (в чем сходятся исследователи проблемы А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, Т. М. Коценко, А. Г. Румянцев, В. Н. Касаткин и мн. др.). В национальном докладе о здоровье населения России отмечено, что чи ...
Теоретический анализ проблемы. Понятие конфликта и его
социальная роль
Я не могу припомнить ни одного аспекта межличностного взаимодействия, о котором человек не был бы приучен тревожиться.
Гарри Стак Салливан.
В своей жизни я испытал множество неприятностей. Некоторые из них произошли на самом деле.
Марк Твен.
Конфликт
(от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или боле ...
Особенности военно-профессиональной деятельности
Военная служба является видом человеческой деятельности, обладающим не только высокой социальной значимостью, но выходящим за пределы обыденного, связанным с особыми условиями. Вооруженная защита Отечества во все времена считалась почетной обязанностью и долгом каждого гражданина. При этом армия всегда рассматривалась как частица общест ...