Введение
Страница 1

Актуальность проблемы исследования

: Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилось количество преступлений среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически. Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе, отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы взаимосвязи агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями у подростков.

Проблемой

данного исследования я обозначила теоретическое осмысление и эмпирическое изучение агрессивности, типа акцентуации с ценностными ориентациями у подростков, определение специфики их взаимосвязи.

Теоретическое и практическое значение

и научная новизна исследования заключаются в выявлении влияния типов акцентуаций с ценностными ориентациями на агрессивность подростков (различные факторы, вызывающие агрессию могут быть связанны с изменением у подростков типа характера и ценностных ориентаций).

Цель

настоящего исследования - исследование взаимосвязи агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями у подростков.

Достижение цели исследования подразумевает реализацию следующих задач

:

- определение социально-психологической сущности понятия агрессивность;

- обоснование и определение таких понятий как типы акцентуаций и ценностные ориентации;

- обсуждение социально-психологических факторов формирования подростковой агрессивности, а также возможное влияние различных типов акцентуаций и ценностных ориентаций на её формирование;

- проведение эмпирического исследования с целью выявления особенностей взаимосвязи агрессивности и типов акцентуации с ценностными ориентациями.

Объектом

исследования является агрессивное поведение в подростковом возрасте, предметом

- нарушения и специфика типов акцентуаций и ценностных ориентаций. Испытуемые – подростки 13-15 лет, учащиеся средней школы (9 класса), 20 человек (12 девочек, 8 мальчиков).

Гипотеза

исследования – тип акцентуации и выбор ценностных ориентаций влияет на формирование агрессивного поведения подростков.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с задачами исследования используются следующие методы исследования:

1. Опросник Басса- Дарки

2. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (Н.Я.Иванов и А.Е.Личко)

Страницы: 1 2


Выводы теоретической части
По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы: 1. Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Они определяют содержательную сторону личности и составляют основу ее отношений к окружающему ...

Сексуальные оскорбления в семье, их виды, своеобразие и значение. Определение понятий сексуального принуждения, попытки изнасилования, изнасилования и сексуального контакта. Виды сексуальных оскорбл
Следует определить следующие понятия: Сексуальное принуждение подразумевает половые сношения вследствие применения мужчиной силы или непрекращающегося напора с его стороны /2/. Попытка изнасилования — это стремление помимо воли человека с помощью угроз, силы, алкоголя или наркотиков склонить к половому сношению /2/. Изнасилование ...

Личность подчиненного как объект управления
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Главная сфера приложения сил психологии управления - исследование всей сложности проявлений участия личности в управленческих отношен ...