Экспериментальная работа по изучению влияния
психологического климата в семье на психическое развитие ребенка. Условия протекания
эксперимента, характеристика используемых методикСтраница 1
В данной проблеме мы выдвигаем ряд аргументов в защиту высказанной гипотезы, что существует зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка. Но без экспериментально-практического подтверждения гипотеза так и будет оставаться только гипотезой. Следовательно, для достижения цели необходимо проведение экспериментальной работы в ДОУ. Это позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, а значит установить правильность выбранного пути нашего экспериментального исследования.
Исследования проводились в МДОУ № 39 «Октябрьский детский сад «Улыбка» улица Школьная д. 13 а Красноармейского района Челябинской области. Для проверки выдвинутой гипотезы были выбраны десять семей, дети которых посещают старшую группу данного детского сада.
Для изучения характера взаимоотношений в семье нами рассмотрены следующие факторы:
1. Типовые состояния семьи: эмоциональный комфорт; тревожность; эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение.
2. Стили семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.
3. Особенности семейного воспитания:
- создание условий родителями для правильного развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия, организация места занятий, создание домашней библиотеки, наличие игровых уголков, контроль над соблюдением санитарно-гигиенического режима;
- родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми слушают радиопередачи, читают книги, беседуют о прочитанном, ходят с детьми в кино, поощряют любимые занятия ребенка);
- родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.
- дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.
- родители видят недостатки в воспитании своих детей.
4. Причины недостатков семейного воспитания.
На первом этапе, в период с сентября 2008 года до конца декабря 2008 года, нами была проведена экспериментальная работа по изучению характера взаимоотношений в семье с помощью следующих методов:
1. Метод беседы, который заключался в установлении контакта с семьей, для получения основных данных о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст). Данный метод необходим для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-либо гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания. [25] (Приложение № 1)
2. Рисуночная методика. С целью выявления взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, для получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, нами был проведен тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бенса и С. Кауфмана. Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. [36] (Приложение № 2)
3. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столин. Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков. Здесь следует отметить: опросник выявляет отношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку, исследуемому нами. [40] (Приложение № 3)
3. Метод диагностики взаимоотношений родителей и детей. Данное направление проводилось с помощью теста, обработанного для семьи. При помощи этого метода мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями. [36] (Приложение № 4)
4. Комплекс психодиагностических методик для определения уровня психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. (Приложение 5)
Гуманистическая школа. Абрахам
Маслоу
А. Маслоу считал, что точная и жизнеспособная теория личности должна рассматривать не только глубины поведения личности, но и высоты, которых может достичь каждый индивид.
«Мы никогда не разберемся в человеке, если будем по-прежнему игнорировать его высшие устремления. Такие термины как "личностный рост", "самоактуализац ...
Преодоление стресса
Стресс – неизбежная реальность нашей жизни, и совсем избежать его нельзя. Однако можно научиться с ним справляться. Большинство безработных испытывают стресс. Вот несколько советов как его уменьшить:
Каждый день выделяйте достаточно времени для отдыха.
Питайтесь здоровой пищей. Не переедайте.
Умеренно занимайтесь физкультурой.
Если ...
Материалы и методы исследования. Материал исследования
Исследование проводилось на базе «ГУЗ» Специализированная клиническая психиатрическая больница №1(СКПБ №1) в период с апреля 2009 года по май 2010 года.
Экспериментальная работа проводилась в рамках диспансерного отделения СКПБ №1, помимо этого осуществлялось ретроспективное изучение подростков по материалам медицинской и психологическ ...