Анализ результатов изучения психологического
климата и характера взаимоотношений в семьеСтраница 2
Для исследования родительского отношения к ребенку использовали тест-опросник А.Я. Варга и В.В. Столина. (Приложение № 3).
Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли оба родителя из каждой семьи. По количеству утверждений по таким параметрам как: I - «принятие - отвержение»; II - «кооперация»; III - «симбиоз»; IV - «авторитарная гиперсоциализация»; V - «маленький неудачник» получили следующие результаты, которые оформили в таблице 4. (Приложение № 3)
Анализ полученных результатов теста-опросника родителей свидетельствует о том, что:
1. В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр – авторитарная гиперсоциализация.
2. В семье 02 – V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.
3. В семье 03 – V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.
4. В семье 04 – III параметр – симбиоз.
5. В семье 05 - III параметр – симбиоз.
6. В семье 06 – IV параметр – социальная желательность
7. В семье 07 – IV параметр – гиперсоциализация.
8. В семье 08 – III параметр – симбиоз.
9. В семье 09 – V параметр – «маленький неудачник».
10. В семье 10 - IV параметр – гиперсоциализация.
Общий анализ:
По I параметру – 0 семей
По II параметру – 1 семья, 10 % (06).
По III параметру - 3 семьи, 30 % (04, 05, 08).
По IV параметру – 3 семьи, 30 % (01, 07, 10).
По V параметру – 3 семьи, 30 % (02, 03, 09).
Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.
Далее нами изучались особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту. Данное направление проводилось с помощью теста, обработанного для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы:
1 - доброта, 2 - согласие, 3 - теплота, 4 - готовность прийти на помощь, 5 – сотрудничество.
Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:
1 - несогласие, 2 - равнодушие, 3 - частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность. (Приложение № 4)
По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями:
1. В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.
2. В семье 02 взаимоотношения неустойчивые.
3. В семье 03 взаимоотношения носят негативный характер.
4. В семье 04 взаимоотношения адекватные позитивные.
5. В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.
6. В семье 06 взаимоотношения позитивные.
7. В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.
8. В семье 08 взаимоотношения неустойчивые.
9. В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.
10. В семье 10 взаимоотношения позитивные.
Итак, у 60% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 40% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные (03).
Сравнив результаты трех тестов, мы сделали следующую таблицу, в которую ввели данные проведенных тестов:
Код |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
Х |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
У |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Z |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
Рисунок как средство изучения семейной микросреды ребенка
Рисуночные методики являются высокоинформативным средством познания личности ребенка, так как, рисуя, ребенок отражает свое отношение к рисуемым объектам. При анализе детских рисунков изучается последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье; пространственное расположение членов семьи, являющееся, ...
Стиль жизни
Стиль жизни по Адлеру включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.
С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте 4 или 5 лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям Кон ...
Выбор профессии? Сложно ли это?
Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого — такие понятия как «я могу», «я хочу» и «надо».
Хочу — это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, прир ...