Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Виды психологических травм детей, их причины
Страница 1

Материалы » Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму » Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Виды психологических травм детей, их причины

Как указывалось выше, в современном мире ребенок может быть психологически травмированным. Изучением проблемы психологических травм детей занимались такие ученые, как Н. В. Тарабрина, Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова, Н. М. Платонова, Ю.П. Платонов, Н. Ю. Синягина и др. Прежде всего определим, что такое психологическая травма.

Психологическая травма (психическая травма или психотравма) – это вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику. [20]

Н.В. Тарабрина выделяет следующие виды психологических травм:

1. События, связанные с военными действиями, стихийные бедствия, катастрофы. Основными травмирующими факторами в этом случае являются: непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка и его близких, смерть близких, физические травмы ребенка.

2. Террористические акты. По наблюдениям исследователей, на психическое состояние людей наиболее тяжелое воздействие оказывают катастрофы, вызванные умышленными действиями людей.

3. Тяжелое соматическое заболевание. Тяжелое соматическое заболевание погружает ребенка в новую психологическую реальность, которая является сложной и для ребенка, и для его близких. Болезнь влияет не только на физическое состояние ребенка, но и на его эмоциональное состояние. И наоборот, эмоциональное состояние влияет на течение болезни, поэтому необходимо уделять внимание не только адекватности и качеству медицинского вмешательства, но и психологическому состоянию ребенка.

4. Смерть близкого человека или существа. Когда любой человек, а особенно ребенок, сталкивается со смертью близкого, она предстает перед ним с двух сторон: во-первых, человек становится свидетелем смерти близкого человека или существа, во-вторых, осознает, что он сам смертен.

5. Насилие над детьми.

Отдельно Н. В. Тарабрина останавливается на ситуациях, когда ребенок является свидетелем причинения вреда родственнику или близкому ребенку человеку (насилие, убийство, самоубийство).

М. Д. Асанова выделяет 4 основных типа психологических травм детей дошкольного возраста:

1. Пренебрежение нуждами ребенка.

2. Психологическое (эмоциональное) насилие.

3. Физическое насилие.

4. Сексуальное насилие.

Анализ работ вышеперечисленных ученных показал, что авторы выделяют насилие над детьми как самую опасную психологическую травму. Из этого следует, что любое насилие над ребенком является психологическим травмированием. Рассмотрим вышеуказанные виды психологических травм и их влияние на психическое развитие детей более конкретно.

Пренебрежение нуждами или заброшенность ребенка –

это хроническая неспособность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. Н. О. Зиновьева и Н. Ф. Михайлова выделяют несколько видов пренебрежения нуждами ребенка: физическая заброшенность, эмоциональная заброшенность и запущенность здоровья детей.

Физическая заброшенность детей выражается в отсутствии действий, учитывающих и удовлетворяющих потребности ребенка, или в неверных действиях по отношению к нему. Например, ребенка оставляют без соответствующего его возрасту необходимого питания, или пищу готовят неприемлемым для него способом (шестимесячному ребенку дают кусками пищу, которую он не в состоянии жевать и глотать); не меняют пеленки; на плач не реагируют способом, удовлетворяющим его потребности (забывают время кормления, не берут на руки, не утешают и не пытаются понять причину плача); одевают не по погоде.

Следующим видом пренебрежения нуждами ребенка является эмоциональная заброшенность. Это неудовлетворение эмоциональных потребностей ребенка: равнодушное отношение к нуждам ребенка и отказ в их удовлетворении, отсутствие одобрения ребенка, игнорирование ребенка, т.е. невнимание к нему, неуважение его как личности, отсутствие и нежелание эмоциональной близости с ребенком.

Страницы: 1 2 3 4 5


Характеристика и строение характера
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально – динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, в ...

Этапы общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы: А) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Б) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. В) Ориентировка в личности собеседника. Г) Планирование содержания своего общ ...

Бегство от свободы
Люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе, разными путями. Один путь — отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы». 1. Авторитаризм , определяемый как «тенденция соединить самого се ...