Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших
психологическую травмуСтраница 2
Основными последствиями физического насилия для детей, по мнению Н. О. Зиновьевой и Н. Ф. Михайловой, являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям. Непосредственно после травмы возникает острое состояние страха, отсроченными последствиями могут стать садистские наклонности.
Особенностью психического развития детей, перенесших
сексуальное насилие, являются эмоциональные расстройства или дистресс. Как пишут Н. М. Платонова и Ю. П. Платонов, они включают: беспокойства и страхи, которые приводят к формированию и развитию фобий; отрицание существования проблемы; сильные эмоциональные потрясения; возникновение чувства беспомощности в связи с неудачными попытками сопротивления или в ситуациях равнодушия или враждебности окружающих; появление депрессии; вспышки неконтролируемых приступов гнева, которые формируются на основе «замещения» как формы психологической защиты.[
Н. О. Зиновьевой и Н. Ф. Михайловой разделили особенности психического развития детей, перенесших сексуальное насилие на несколько типов :
Таблица 1.4 «Особенности психического развития детей, перенесших сексуальное насилие»
Изменение в выражении сексуальности ребенка |
Изменение в эмоциональном состоянии и общении ребенка |
Изменение личности и мотивации ребенка, социальные признаки |
Изменение самосознания ребенка |
Появление невротических и психосоматических симптомов |
Чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания; поразительные для этого возраста знания сексуальной жизни; соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым; необычайная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей, мастурбация (начиная с дошкольного возраста). |
Замкнутость, изоляция, уход в себя. Депрессивность, грустное настроение; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности. Частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста). Истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля; трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями, отчуждение от братьев и сестер. Жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей). |
Неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение; принятие на себя родительской роли в семье; отрицание традиций своей семьи вследствие несформировонности социальных ролей и своей роли в ней. |
Падение самооценки, мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. |
Боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком; боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье - трусики во время медосмотра); головная боль, боли в области желудка и сердца. |
Развитие воображения у детей
В любом возрастном периоде есть свойственные только ему особенности психического развития, зависящие от физиологических и анатомических изменений в организме, от социальных ролей, занимаемых личностью, от физических и интеллектуальных возможностей определённого возраста.
Кратко рассмотрим пять этапов развития воображения, присущих детс ...
Трудные ситуации и психическое здоровье ребенка
Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром.
Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что в жизни детей они встречаются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослы ...
Потребление и потребности
Цели урока:
Развитие в учениках заинтересованность к урокам;
Воспитать в учениках экономически образованных личностей;
Научить эффективному потреблению благ.
Потребление - использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возмож ...