Теоретические подходы в психологии к изучению проблемы мотивации у младших школьников. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебно-спортивной деятельности
Страница 1

Материалы » Влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников » Теоретические подходы в психологии к изучению проблемы мотивации у младших школьников. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебно-спортивной деятельности

Мотивация как система действий, отвечающих за побуждение деятельности, просит понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такового понятия выделяют отдельный мотив, потребность либо желание как «единицу» мотивации. Слово мотив по своему происхождению – «приводящий в движение»[7,59].

Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом случае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправленности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного конфликта между различными целями.

Мотивация - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определенной цели. Для лучшего понимания процессов, лежащих в основе мотивации, соотносится понятие мотивации с потребностями, побуждениями и целью деятельности вообще и спортивной деятельности в частности.

Мотивация- это осознанная причина активности. В основе причины лежит потребность, которая определяется как нужда человека в том, чего ему, как правило, недостает. Эта нужда (потребность) и является первопричиной активности человека. Потребность порождает побуждение (стремление) к поиску возможностей ее удовлетворения. Любая потребность может реализоваться лишь в процессе определенной деятельности, которая приводит к реализации потребностей, т.е. к конечной цели. Потребность часто бывает скрыта целью. Если взять спортивную деятельность, то в ней целью, является результат, показываемый занимающимся на соревнованиях. Этот результат выражается в метрах, секундах, очках (т.е. цель проявляется конкретно, реально, осязаемо).

По источнику мотивации, делятся на внешнюю и внутреннюю мотивацию. Есть два понимания этих определений:

· внешняя мотивация – её источником является внешний мир; предметная, и, до этого всего, социальная среда. У Леонтьева, «внешние - лишь знаемые мотивы»[30], т.е. «я знаю о необходимости действовать в определенном направлении, побуждаться определенным конкретным действием». Это – внешняя, т.е. не присвоенная мотивация. А когда она присваивается, то становится внутренней, своей для субъекта. Леонтьев её называет – «реально действующие мотивы»[30, 176].

· внутренняя мотивация (школа Левина): – предметно-специфична, характерная для данной ситуации. Внешняя мотивация – неспецифичная, выходящая за рамки предмета (заработная плата, премия, социальный престиж).

Существуют следующие законы мотивации:

· Закон хорошей мотивации Йеркса-Додсона: «С усилением общей активации повышается качество выполнения действий, но до определенного предела. Если мотивация очень высока, выполнение ухудшится».

· Закон: «С увеличением трудности задания интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, обязана приближаться к пороговой величине». Это значит, что в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Разумеется, что при легкой задаче лишняя мотивация не вызывает нарушений поведения (закон силы, у Торндайка). Но такая возможность возникает при тяжелых задачах.

Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим мотивам следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, т.е. ему пока безразлично, чем именно заниматься. К конкретным мотивам — желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим — легкая атлетика[9].

Мотивы посещения уроков физической культуры могут иметь разную причинную обусловленность. Школьники, которым нравятся уроки физкультуры, посещают их с целью физического развития и укрепления здоровья, т. е, кого уроки не удовлетворяют, вынуждены ходить на них ради отметки, чтобы избежать возможных неприятностей из-за прогулов.

Страницы: 1 2


Общее представление о комплексе неполноценности
Кого мы имеем в виду, говоря о человеке закомплексованном? Того, кто не уверен в себе, робок, застенчив, находится во власти предрассудков и в силу этого не умеет добиваться своего. А вот человек без комплексов - это тот, кто уверенно шагает по жизни, не скован условностями, умеет и себя подать, и с другими поладить. Правда, "челов ...

Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив
В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др. Учителя во все времена фиксировали тот особый феномен, который, будучи неосяз ...

Программа исследования
2.1 Актуальность нашей дипломной работы «Личностные и эмоциональные особенности лиц, употребляющих опиатные наркотики» вызвана тем, что за последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины - психиатрии, перешла в разряд общесоциальных и психологических проблем. По данным группы экспертов ВОЗ, в современн ...