Опыт эффективной работы психологов с детьми дошкольного возраста с недостатками психомоторного развития
Страница 2

Материалы » Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками при помощи физических упражнений » Опыт эффективной работы психологов с детьми дошкольного возраста с недостатками психомоторного развития

— осуществлена оценка тех особенностей психической деятель­ности, которые будут способствовать успешной социальной интег­рации ребенка на разных этапах возрастного развития.

В качестве объекта психологической реабилитации выступает не только сам ребенок с ДЦП, но и его ближайшее окружение, в первую очередь, родители, семья, поэтому необходима психоди­агностика семьи для оценки той системы отношений, в которой развивается ребенок, формируется его личность. Психологическое обследование семьи особенно актуально на ранних этапах онтоге­неза ребенка с ДЦП, так как проведение психологической реаби­литации с детьми до 3—5 лет без активного участия их родителей организационно затруднено. У детей, страдающих церебральным параличом, могут наблю­даться многообразные нарушения психического развития. Тем не менее, можно выделить типичные феноменологические особенно­сти развития детей, страдающих ДЦП (Т.Н. Осипенко, Е.Е. Стацевич, Л.А. Ночевка и др. 1993, с.25-40). Они выражаются:

— в нарушениях психомоторных функций, когда страдают

как

крупная, так и мелкая моторика;

— в нарушениях речевых функций, когда страдают как экспрес­сивная, так и импресссивная речь;

— в нарушениях сенсорно-перцептивных функций, когда су­щественно затрудняется пространственная ориентация;

— в нарушениях функции памяти и внимания, которые наибо­лее отчетливо проявляется в отношении произвольной (активной) памяти и активного внимания;

— в разнообразных нарушениях функций вербального и невер­бального мышления, когда наиболее ощутимый дефект наблю­дается в отношении процессов обобщения и абстрагирования, индуктивного, концептуального и пространственного мышления, практического математического мышления;

Как правило, у детей, страдающих ДЦП, наблюдается харак­терная динамика проявления расстройств психического развития. Так, уже на ранних этапах онтогенеза (первые недели, месяцы жиз­ни) у них могут выявляться психомоторные, сенсорно-перцептивные и речевые расстройства, нарушения функций внимания в виде неадекватной двигательной активности, дискоординации моторных актов, отсутствии поведенческих и эмоциональных реакций на сенсорные и речевые стимулы и т.п. (К.А. Семенова, 1999).

Исходя из этого, А.В. Семенович (2002) предлагает углубленное психодиагностическое обследо­вание ребенка, страдающего церебральным параличом, которое должно обеспечивать:

- оценку психомоторного развития (особенно на относитель­но ранних этапах развития ребенка);

- всестороннюю оценку интеллектуального развития (от оценки состояния отдельных интеллектуальных функций до ин­тегральной оценки уровня умственного развития и структуры интеллекта);

- оценку эмоционально-мотивационной сферы;

- оценку характера и особенностей личности в целом;

- оценку поведения и психологических механизмов его регу­ляции.

В соответствии с вышесказанным производится выбор спосо­бов, методических приемов, тестов, посредством которых можно решить данные психодиагностические задачи. Психологическое обследование детей с ДЦП является чрезвы­чайно сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологи­ей, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ получен­ных данных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Описание и анализ результатов деятельности
На констатирующем этапе эксперимента были опрошены 6 педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, которым было предложено ответить на вопрос «Есть ли, по Вашему мнению, в группе дети с яркими негативными личностными проявлениями?» и выделить основные показатели, характеризующие этих детей. На предложенный вопрос все пед ...

Средний школьный возраст.
В этом возрасте, называемым переходным, происходят существенные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. Как отмечал Л.С. Выготский, это существенно изменяет сферу интересов ребенка. В переходном периоде можно отчетливо проследить две волны (фазы) в развитии интересов: волну появления новых впечатлений ...

Сущность познавательных процессов и функции
Все познавательные процессы условно можно разделить на: - ощущение - восприятие - мышление - внимание - память - воображение - речь Ощущение. Ощущение - отражение (самое простое) свой ств пр едметов при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Наше поведен ...