Особенности формирования самосознания у подростков в неблагополучных семьях.
Подростковая «Я-концепция»Страница 2
1) Концептуализация Я совершается различными путями в разных культурах.
2) Существует широкая феноменологическая вариативность в том, как разные люди переживают свое Я.
3) Имеется существенно расхождение между Я и Я-концепцией: совсем не обязательно, чтобы мысли людей о себе (их Я-концепции) совпадали с их Я - таким, каким оно есть на самом деле.
4) Переживания Я неустранимо сплетаются с языком и самоописаниями, которые неизбежно привносят в Я-концепцию побочные добавки.
Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющейся особенно ярко в старшем подростковом возрасте [9, С. 132].
Большое расхождение между Я - реальным и Я - идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации ребенка. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между Я - реальным и Я - идеальным, а, кроме того, выпадением одной из составляющих положительной Я - концепции. Положительная Я - концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух [3, С. 64].
В литературе встречается и такая точка зрения, что это расхождение можно рассматривать как признак процесса взросления. На самом деле, у здоровой личности так и есть. Но у подростков с невротическими проявлениями зачастую Я - идеальное начинает поглощать Я - реальное, и личность, пытаясь вести себя в соответствии с Я - идеальным, на самом деле демонстрирует неличностное поведение, вводя в заблуждение окружающих и увеличивая тем самым расхождение между Я - реальным и Я - зеркальным (т.е. тем, как видят подростка окружающие его люди). Так появляются утверждения типа: "Меня не понимают", "Меня отвергают", "Меня не любят" и т.д.
Особенности представлений о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ "Я", подросток как бы предопределяет собственный путь развития, "пишет сценарий" своей жизни, начинает жить и действовать, стремясь не покидать намеченной линии. В возрасте 13-14 лет у человека меняются представления о своем теле, происходят значительные физиологические изменения, проявления которых, дают о себе знать в различных сферах его жизни. Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и конфликтов. Меняется и развивается подростковая Я-концепция. Очевидно, что изменение представлений о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично. Кроме того, в данный период становится актуальной тема поиска себя; а те "муки самотворчества", которые испытывает подросток в своем развитии, являются для него не менее стрессогенным фактором, нежели конфликт или неудача в школе [6, С. 78].
Как наркоманы добывают деньги на наркотики
Не верьте наркоману, который говорит, что получает деньги на наркотики честным путем. Люди, честно зарабатывающие достаточно денег для того, чтобы регулярно употреблять наркотики, просто не имеют возможности "кайфовать" в силу своей деловой загруженности.
С другой стороны, когда человек употребляет наркотики регулярно, через ...
Психолого-педагогические исследования в области социального интеллекта. Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых
Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 г. Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, ...
Рекомендации для родителей
Выполнение домашнего задания
Выполнение домашних заданий ребенком в начальной школе ‑ проблема непростая и для него самого, и для его родителей. Папам и мамам приходится уделять немало времени для совместного «творчества» со своим чадом, чтобы все уроки были выполнены вовремя и достойным образом.
Малыш (6 ‑ 7-летний ребено ...