Результаты исследования и их интерпретацияСтраница 1
Результаты, полученные при проведении исследования, представлены на рис. 1, 2, 3.
Рис.1. Результаты исследования подростков по методике Я (Кун и Мак-Портленд)
Как видно на рис.1, подростки из неблагополучных семей отличаются низким уровнем самопрезентации. У подростков из неблагополучных семей содержание ответов чаще несли отрицательный характер. На вопрос «Кто я?» у подростков звучали ответы: «я - неудачник», «я – это просто я», «не знаю кто я», «я - одиночество», «я – уличный пацан» и т.п.
Рис.2. Результаты исследования подростков по методике «Q-сортировка (Б. Стефансон, 1958)
Как видно на рис.2, подростки из неблагополучных семей более зависимы, менее общительны, более активны в межличностных отношениях. Тенденция к зависимости у данных подростков определена как внутреннее стремление к принятию групповых стандартов и ценностей: социально и морально-этических. У подростков из неблагополучных семей не ярко выражена общительность, как правило, они испытывают симпатию к одному – двум членам группы, но при этом они стремятся к активному участию групповой жизни, добиваясь более высокого статуса в системе межличностных отношений.
Рис.3. Результаты исследования подростков по опроснику самоотношения (ОСО) (В.В. Столин)
Как видно на рис.3, у подростков из неблагополучных семей ниже уровень самоотношения, самоуважения по сравнению с подростками из благополучных семей. Подростки из неблагополучных семей более склонны обвинять себя, видеть в себе, как правило, недостатки, в эмоциональных реакциях на себя у них присутствуют раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и по делом тебе»).
Полученные эмпирические данные были подвергнуты математической обработке статистической программы SPSS. Был проведен сравнительный анализ между показателями 1 группы (подростки из неблагополучных семей) и 2 группой (подростки из благополучных семей) с использованием U - критерия Манна-Уитни. Рассмотрим результаты, полученные в результате тестирования подростков по методике Я (Кун и Мак-Портленд).
Таблица 1
Достоверность различий между группами (1 группа - подростки из
неблагополучных семей; 2 группа - подростки из благополучных семей)
по методике Я (Кун и Мак-Портленд).
Показатель |
Среднее |
U-критерий |
Уровень значимости p≤0,05 | |
1 группа |
2 группа | |||
Уровень самопрезентации |
9,6 |
16,8 |
87 |
0,002 |
Математический метод U - критерий Манна-Уитни позволил нам обратить внимание на следующие личностные характеристики подростков из неблагополучных семей.
Подростки из неблагополучных семей, отличаются более низким уровнем самопрезентации по сравнению с подростками из благополучных семей (U=87, p≤0,05). При этом высказывания о себе подростков из благополучных семей были в большей степени положительные. У подростков из неблагополучных семей преобладали ролевые характеристики (я сын, я школьник) и отрицательные характеристики. (Приложение 1).
Таблица 2
Достоверность различий между группами (1 группа - подростки из неблагополучных семей; 2 группа - подростки из благополучных семей) по методике «Q-сортировка (Б. Стефансон, 1958).
Показатель |
Среднее |
U-критерий |
Уровень значимости p≤0,05 | |
1 группа |
2 группа | |||
Независимость |
3,6 |
5,6 |
81 |
0,001 |
Как видно в таблице 2, подростки из неблагополучных семей более зависимы, пассивны по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=81, p≤0,05). (Приложение 2).
Организационный аспект исследования
Рисунок 1
Для большей наглядности данное обстоятельство, которое являлось одновременно и условием включения подростков в экспериментальную группу, представлено на рисунке 1.
Распределение участников экспериментальной группы по возрастам представлено в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Как можно видеть из диаграммы 1 из общего числа подро ...
Словарик по теме
Анима
( лат. душа) –бессознательная женская сторона личности мужчины. Персонифицируется в сновидениях образами женщин. Идентификация с Анимой делает мужчину сверхчувствительным, утратившим мужественность.
Анимус
(лат. дух) – бессознательная мужская сторона личности женщин. Идентификация с Анимусом делает женщину жесткой и самоуверенно ...
Причины конфликтов.
Все многообразные причины конфликтов могут быть представлены как имеющие два уровня: 1) объективный, или социальный; 2) субъективный, или психологический. Рассмотрим эти группы конфликтогенных причин и способы воздействия на них в целях профилактики конфликтов.
Объективные, или социальные причины – это экономические, политические и ...