Результаты исследования и их интерпретацияСтраница 2
Таблица 3
Достоверность различий между группами (1 группа - подростки из неблагополучных семей; 2 группа - подростки из благополучных семей) по опроснику самоотношения (ОСО) (В.В.Столин).
Показатель |
Среднее |
U-критерий |
Уровень значимости p≤0,05 | |
1 группа |
2 группа | |||
Шкала S (глобальное самоотношение) |
15,5 |
21,9 |
81 |
0,01 |
Шкала самоуверенности |
4,75 |
6,2 |
122 |
0,035 |
Шкала отношения других |
5,55 |
4,1 |
111 |
0,015 |
Шкала самообвинения |
6,6 |
4,8 |
109 |
0,013 |
Как видно в таблице 3, подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=81, p≤0,05).
Подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоуверенности по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=122, p≤0,05).
Подростки из неблагополучных семей в большей степени зависят от мнения других по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=111, p≤0,05).
Подростки из неблагополучных семей в большей степени готовы обвинять себя по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=109, p≤0,05). (Приложения 3,4).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Подростки из неблагополучных семей, отличаются более низким уровнем самопрезентации по сравнению с подростками из благополучных семей. При этом высказывания о себе подростков из благополучных семей были в большей степени положительные. У подростков из неблагополучных семей преобладали ролевые характеристики (я сын, я школьник) и отрицательные характеристики.
Подростки из неблагополучных семей более зависимы, пассивны, отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других и в большей степени готовы обвинять себя по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Таким образом, гипотеза о том, что семейное неблагополучие отрицательно влияет на становление образа Я подростков получила свое эмпирическое подтверждение.
Основные положения психологии детства. Детство как
психологическая проблема. Исторические и социально-психологические аспекты мира
детства
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. ...
Феноменологическое направление
В феноменологическом направлении психологии личности, разработанном Карлом Роджерсом, центральное место занимает положение, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Также подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и ...
Выводы из основного постулата
Индивидуальность и организация.
Раскрывает уникальность личности: «Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Например, то, что называется «проблема отцов и детей» — несовпадение во взглядах между людьми разных поколений — ситуация, которую в теории Келли точнее можно назвать «несовпадение личностного конструкта ...