Психолого-физиологические особенности младших школьниковСтраница 8
Если ребенку не помочь справиться со всем этим, то у него может произойти снижение самооценки, ослабление учебной мотивации, нарушения поведения. Под воздействием чувства неполноценности (неумелости) возможны психосоматические и невротические нарушения. В связи с этим необходимо построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка, поддержка чувства его полноценности. Создание условий для совершения им нравственных выборов и сотрудничества.
Кроме возрастных особенностей существуют также и особенности личности ребенка[22;44]. Выделены классификации детей по психологическим особенностям личности. Существуют четыре достоверно отличающихся друг от друга типа личности детей:
· активный;
· замкнутый;
· взрывной;
· зависимый.
Внешние характеристики типических групп:
Активный тип:
· ярко выраженная моторика (постоянно в движении, неусидчивый, много делает «лишних» движений);
· не нуждается в пассивном отдыхе – быстро восстанавливается после активной деятельности;
· любит быть в центре группы;
· легко отвлекается;
· не всегда доводит до конца порученную работу;
· стремится к участию в различных подвижных играх. соревнованиях;
· любая монотонная работа вызывает скуку и сонливость;
· сохраняет бодрость в трудных ситуациях;
· неожиданные изменения устоявшегося режима не вызывают раздражения;
· быстро реагирует на любые команды;
· выраженная способность к подражанию;
· легко вступает в разговор с чужими людьми;
· быстро привыкает к новому месту;
· склонен к риску;
· быстро приступает к работе, получив указания;
· на уроках физкультуры стремится исправлять двигательные ошибки;
· быстро отвечает на неожиданные вопросы.
Замкнутый тип:
· избегает общения в группе;
· как правило, опирается в своих суждениях на мнение матери;
· терпеливо ждет окончания неприятного занятия;
· избегает участия в подвижных играх или выбирает второстепенную роль;
· избегает сложных и рискованных двигательных упражнений;
· принижает свои способности, особенно двигательные;
· не любит выступать на аудиторию;
· скован при обращении к нему посторонних взрослых;
· теряется, когда товарищи на него кричат;
· неудача в начале двигательного упражнения приводит к ступору;
· мало выражена радость от победы в играх или соревнованиях;
· терпелив при монотонной работе;
· обидчив;
· при несправедливом замечании учителя у него «все валится из рук»;
· склонен плакать при неудачах, при просмотрах чувственных фильмов;
· болезненно реагирует на шутки над собой.
Взрывной тип:
· любые эмоции проявляются очень ярко;
· не способен взять себя в руки по указанию учителя;
· частые срывы при монотонной работе;
· не может сосредоточиться при выполнении сложного задания;
· не может сдержать злость или раздражение;
· не умеет приспосабливать свое поведение к поведению окружающих;
· болезненно переносит поражения в играх или соревнованиях;
· преувеличивает свои возможности в играх и физических упражнениях;
· охотно берется выполнять новое упражнение, даже не имея на то возможностей;
· беспокоен в ситуациях ожидания;
· часто начинает выполнять упражнение до команды учителя;
Конгруентность и неконгруентность
Конгруентность определяется как степень между тем, что человек говорит и тем, что он переживает. Она характеризует различие между опытом и сознанием. Высокая степень конгруентности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознание (то, что вы замечаете) одинаковы. Ваше наблюдение и наблюде ...
Как они умеют взаимно подстраиваться
Во втором полугодии жизни ребенок переходит на стадию делового общения. Этот переход сопровождается следующими признаками. Младенец уклоняется от ласки взрослого, не хочет сидеть у него на руках без какого-либо занятия, не проявляет прежнего интереса только к эмоциональному общению.
В 6-7 месяцев младенец старается привлечь маму к совм ...
Инстинкты как движущая сила общества
Фрейд развивался под влиянием философии детерминизма и позитивизма девятнадцатого века и считал человеческий организм сложной энергетической системой, черпающей энергию из потребляемой пищи и расходующей ее на столь различные вещи, как кровообращение, дыхание, мышечные усилия, восприятие, мышление, память. Фрейд не видел причин считать, ...