Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников
Страница 1

Материалы » Исследование влияния мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего школьника » Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников

Факторы деятельности учащихся, связанные со спортивной и учебной мотивацией:

· Факторы, способствующие повышению активности на уроках физической культуры:

Структура, содержание и развивающие возможности спорта. Спортивные тренировки и соревнования успешно ведут за собой развитие личности, если они целенаправленно способствуют этому процессу, создают необходимые для него внешние и внутренние условия. В этой связи необходимо различать понятия «развитие» и «факторы развития».

М.В.Антропова, Д.А.Фарбер, В.А.Сальников: «развитие» в самом широком смысле слова - «процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровня сложности организации и взаимодействия всех его систем»[3,149] .

«Факторы развития» - это совокупность специфических свойств конкретного вида социальной деятельности и присущих ему систем обучения и воспитания индивида[3;49].

Факторы развития могут способствовать или препятствовать развитию, ускорять или, напротив, замедлять этот процесс. Именно с этой точки зрения важно рассмотреть структуру и содержание спортивной деятельности.

Основу такого многообразного феномена как спорт составляет специфический вид специально организованной деятельности, направленный на выявление предельных возможностей человека. Данный вид деятельности обладает специфической структурой, каждый элемент которой закономерно предъявляет занимающимся спортом ряд требований. Как подчёркивают А.В.Родионов, Н.Б.Стамбулова овладение спортивной деятельностью связано с освоением её психологической структуры[44;51].

Основным направлением анализа предметного содержания спортивной деятельности является выявление «её потребностей - мотивов, в вычленении входящих в неё задач и действий - операций. Целостная деятельность соотносится с понятиями потребности – мотивы; действие – с понятием цели, операция – с понятием условий; с понятием задачи соотносится связь данного действия с реализующими его конкретными операциями»[23,240].

С.Д.Неверкович считает, что важнейшим этапом анализа деятельности, является выявление тех процессов, благодаря которым реализуется их предметное содержание. Необходимо изучить процессы возникновения самих потребностей и их превращения в мотивы. С появлением мотивов деятельность человека получает чёткую направленность. Затем необходимо выделить и изучить механизмы самого целеполагания, процессы определения субъектом системы целей и постановки ряда задач.

Е.В.Антипова, К.Ю.Задворнов считают, что в основе возникновения потребности в спортивной деятельности лежит интерес к физкультурно-оздоровительным, спортивно – развлекательным, познавательным, эмоциональным, социально-статусным ценностям спорта[4;28]. Н.Б.Стамбулова отмечает, что выбор спортивной деятельности зачастую происходит спонтанно и является способом удовлетворения сначала только одной, а затем – целого комплекса потребностей[35;23]. Г.Д.Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы, потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях[17;3].

Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определённое направление и удерживают человека в рамках данного пути. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов и их изменчивость в зависимости от этапа спортивной карьеры. Существуют различные подходы к классификации мотивов, свой вариант предлагает Н.Б.Стамбулова:

Страницы: 1 2 3 4 5


Особенности мыслительной деятельность в отрочестве.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоени ...

Теории личности в отечественной психологии
В 1931 г. Л.С. Выготский писал, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии – проблема личности и ее развития». Примерно в это же время, в 1937 году Г. Олпорт в своей книге «Личность: психологическая интерпретация» приводит более 50 различных определений личности. Попытка их синтезировать оказалась неудачн ...

Классификация волевых качеств
На данный момент в психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности. Например, Ф. Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самост ...