Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников
Страница 2

Материалы » Исследование влияния мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего школьника » Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников

Классификация мотивов спортивной деятельности:

· по направленности на процесс или результат деятельности;

· по степени устойчивости;

· по связям с целями спортивной деятельности;

· по месту в системе;

· «Другие Я» ;

· по доминирующей установке.

А также:

· процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.);

· результативные мотивы (ожидание награды, позитивные соц. последствия победы и т.д.);

· ситуативные (кратковременные, проходящие);

· устойчивые (долговременные, часто многолетние);

· смыслообразующие (прямо связанные с целью);

· стимулы (побуждающие к деятельности, например, материальные стимулы);

· индивидуальные (мотивы личного самоутверждения);

· групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.);

· мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путём риска);

· мотивация избегания неудачи.

Классификация спортивных мотивов. Г.Д. Горбунов выделил следующие варианты классификации:

1. По срокам поставленных целей:

· самые высокие (далекие);

· перспективные (год);

· промежуточные (сезон соревнований);

· ближайшие (в течение месяца, недели);

· рабочие (на конкретном занятии).

2. По методам формирования и поддержания установки на достижение успеха:

· развитие здорового спортивного честолюбия;

· развитие максималистских установок;

· афиширование успехов в печати, на телевидении.

3. По видам возможных поощрений:

· сборы, соревнования, поездки;

· грамоты, значки, звания;

· призы, спортивная форма, питание;

· улучшение жилищных условий;

· материальная помощь.

4. По видам совместных мероприятий для развития традиций команды:

· контакты, встречи вне тренировок;

· разучивание и использование песен, речевок и ритуалов;

· принятие коллективных решений.

5. По способам придания эмоциональности тренировочным занятиям:

· спарринг;

· игры;

· музыка;

· методическое разнообразие.

6. По особенностям, присущим личности тренера:

· оптимизм;

· энтузиазм;

· умение общаться в быту, в трудных условиях, во время тренировок, соревнований;

· умение подавать положительный пример;

· вера в учеников;

· требовательно-уважительное отношение к воспитанникам.

Изучение особенности мотивации представителей различных видов спорта показало, что наибольшей силой мотива обладают представители видов спорта циклического характера, требующих преимущественного проявления выносливости[45;51]. В играх и единоборствах мотивация достижений не так сильно выражена, с ростом квалификации спортсмена она как бы адаптируется к условиям деятельности. Плавание как раз таки является удобным инструментом по развитию выносливости, так как мотивация достижения ярко выражена, здесь можно поставить любую цель и идти к ней.

А.В.Родионов отмечает, что «мотивация имеет сложную структуру и связана с самыми различными чертами личности»[36,139].

Многолетний мониторинг мотивации элитных спортсменов обнаружил, что для них значимыми являются: динамизм развития вида спорта, устойчивость социальной позиции в элитной команде, соблюдение правил честной спортивной борьбы при отборе в элитные команды и на престижные соревнования, характер межличностного общения в среде элитарных спортсменов и с представителями СМИ [13; 39].

Способами спортивной деятельности являются физические упражнения – тренировочные и соревновательные. Их использование зависит от целей и от условий деятельности. Как правило, выделяются объективные и субъективные условия спортивной деятельности. К объективным условиям деятельности автор относит: общие требования спортивной деятельности, специфические требования вида спорта, а также конкретные условия спортивной карьеры и жизни спортсмена (материальную базу для тренировок, качество инвентаря, квалификацию тренера и используемые им технологии обучения и воспитания и т.п.). К субъективным условиям спортивной деятельности - природные задатки, развитые в специализированном направлении психические процессы, состояния, а также спортивно – важные психические свойства (черты спортивного характера, специальные способности) и опыт спортсмена, воплощённый в знаниях, умениях и навыках.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теории личности в отечественной психологии
В 1931 г. Л.С. Выготский писал, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии – проблема личности и ее развития». Примерно в это же время, в 1937 году Г. Олпорт в своей книге «Личность: психологическая интерпретация» приводит более 50 различных определений личности. Попытка их синтезировать оказалась неудачн ...

Выбор профессии? Сложно ли это?
Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого — такие понятия как «я могу», «я хочу» и «надо». Хочу — это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, прир ...

Перечень контрольных заданий
1. Бизнес в России как социально-значимая сфера деятельности. 2. Российское общество и бизнес – особенности взаимовосприятия. 3. Экономическая социализация. 4. Основные ценностные ориентиры российских бизнесменов. 5. Социально-психологический портрет российского бизнесмена. 6. Хозяйственно-экономическая функция и особая духовно-эко ...