Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших
школьниковСтраница 2
Классификация мотивов спортивной деятельности:
· по направленности на процесс или результат деятельности;
· по степени устойчивости;
· по связям с целями спортивной деятельности;
· по месту в системе;
· «Другие Я» ;
· по доминирующей установке.
А также:
· процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.);
· результативные мотивы (ожидание награды, позитивные соц. последствия победы и т.д.);
· ситуативные (кратковременные, проходящие);
· устойчивые (долговременные, часто многолетние);
· смыслообразующие (прямо связанные с целью);
· стимулы (побуждающие к деятельности, например, материальные стимулы);
· индивидуальные (мотивы личного самоутверждения);
· групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.);
· мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путём риска);
· мотивация избегания неудачи.
Классификация спортивных мотивов. Г.Д. Горбунов выделил следующие варианты классификации:
1. По срокам поставленных целей:
· самые высокие (далекие);
· перспективные (год);
· промежуточные (сезон соревнований);
· ближайшие (в течение месяца, недели);
· рабочие (на конкретном занятии).
2. По методам формирования и поддержания установки на достижение успеха:
· развитие здорового спортивного честолюбия;
· развитие максималистских установок;
· афиширование успехов в печати, на телевидении.
3. По видам возможных поощрений:
· сборы, соревнования, поездки;
· грамоты, значки, звания;
· призы, спортивная форма, питание;
· улучшение жилищных условий;
· материальная помощь.
4. По видам совместных мероприятий для развития традиций команды:
· контакты, встречи вне тренировок;
· разучивание и использование песен, речевок и ритуалов;
· принятие коллективных решений.
5. По способам придания эмоциональности тренировочным занятиям:
· спарринг;
· игры;
· музыка;
· методическое разнообразие.
6. По особенностям, присущим личности тренера:
· оптимизм;
· энтузиазм;
· умение общаться в быту, в трудных условиях, во время тренировок, соревнований;
· умение подавать положительный пример;
· вера в учеников;
· требовательно-уважительное отношение к воспитанникам.
Изучение особенности мотивации представителей различных видов спорта показало, что наибольшей силой мотива обладают представители видов спорта циклического характера, требующих преимущественного проявления выносливости[45;51]. В играх и единоборствах мотивация достижений не так сильно выражена, с ростом квалификации спортсмена она как бы адаптируется к условиям деятельности. Плавание как раз таки является удобным инструментом по развитию выносливости, так как мотивация достижения ярко выражена, здесь можно поставить любую цель и идти к ней.
А.В.Родионов отмечает, что «мотивация имеет сложную структуру и связана с самыми различными чертами личности»[36,139].
Многолетний мониторинг мотивации элитных спортсменов обнаружил, что для них значимыми являются: динамизм развития вида спорта, устойчивость социальной позиции в элитной команде, соблюдение правил честной спортивной борьбы при отборе в элитные команды и на престижные соревнования, характер межличностного общения в среде элитарных спортсменов и с представителями СМИ [13; 39].
Способами спортивной деятельности являются физические упражнения – тренировочные и соревновательные. Их использование зависит от целей и от условий деятельности. Как правило, выделяются объективные и субъективные условия спортивной деятельности. К объективным условиям деятельности автор относит: общие требования спортивной деятельности, специфические требования вида спорта, а также конкретные условия спортивной карьеры и жизни спортсмена (материальную базу для тренировок, качество инвентаря, квалификацию тренера и используемые им технологии обучения и воспитания и т.п.). К субъективным условиям спортивной деятельности - природные задатки, развитые в специализированном направлении психические процессы, состояния, а также спортивно – важные психические свойства (черты спортивного характера, специальные способности) и опыт спортсмена, воплощённый в знаниях, умениях и навыках.
Основные направления исследования малых групп в истории социальной
психологии
Для того, чтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетливы, необходимо более или менее систематически рассмотреть, в каких же основных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема малых групп стала основной. Но это достаточно емкая и самостоятельная задача, решить которую здесь ...
Насилие в семье, специфические особенности, виды и значения. Понятие
насилия и агрессии. Влияние социальных норм и общественных ценностей на
семейное насилие и распределение власти.
Агрессия является одной из примитивных стратегий поведения.
Исходно, в филогенетическом плане, она выполняет защитную функцию, позволяя субъекту удовлетворять свои потребности, расширять свои возможности, невзирая на препятствия, и обеспечивая выживание сильнейшего /3/. В онтогенетическом плане она тоже проявляется очень рано именно в ...
Изучение самоактуализации
Маслоу полагал, что если психология будет изучать исключительно ущербных невротичных людей, то она обречена быть «искалеченной» психологией. Чтобы создать более полную и всеобъемлющую науку о человеке, психологи также обязаны изучать людей, в полной мере реализовавших свой потенциал. В своем неформальном исследовании Маслоу обрисовал лю ...