Сущность познавательных процессов и функции
Страница 1

Все познавательные процессы условно можно разделить на:

- ощущение

- восприятие

- мышление

- внимание

- память

- воображение

- речь

Ощущение. Ощущение - отражение (самое простое) свой ств пр едметов при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Наше поведение и работоспособность во многом зависит от слуховых (акустических) и зрительных (визуальных) ощущений. Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и носят рефлекторный характер.

В отличие от ощущений, наиболее простых взаимоотношений человека с вешнем миром, в психике человека происходит и более сложный процесс - восприятие, которое формируется благодаря взаимодействию нескольких органов чувств, синтезом ощущений, поступающих от глаз, ушей, кожи, мышц. Тесно связано с мышлением. Если у человека развито восприятие, то у него развита наблюдательность и память. Восприятие - это активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем больше он увидит в предмете или другом человеке - партнере по общению. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию, передают ежесекундно ее огромный поток. Это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Если бы человек лишился органов чувств, он не смог бы общаться, избегать опасности.

Память. Емкость человеческой памяти несравнимо больше емкости памяти даже самого впечатляющего из созданных компьютеров. Как процесс, память выполняет три функции:

запоминание (ввод информации) сохранение (удержание информации) припоминание (восприятие информации).

У разных людей каждая из трех функций развита неодинаково.

Причиной запоминания и припоминания является закон приучения нервной системы. Существует несколько оснований для классификации видов памяти.

1. По преобладающему анализатору.

2. По времени.

Память бывает визуальной (зрительной). Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. То, что человек может зрительно себе представить, он обычно легче запоминает. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение длительного времени "видеть" отсутствующую в реальности картину или предмет. Зрительная память чрезвычайно важна для людей всех профессий.

Акустическая (слуховая) память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых, музыкальных). Особенно необходима людям, изучающим иностранные языки.

Двигательная память - запоминание и сохранение разнообразных движений, а при необходимости их точное воспроизведение. Благодаря двигательной памяти у человека формируются и закрепляются привычки.

Эмоциональная память - это память на бывшие когда-то переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Эмоции являются важной причиной забывания, особенно чувство тревоги, беспокойства, отрицательно влияющее на эффективность слушания и восприятие.

Внимание. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса. Бывает внутренним и внешним. Внутреннее направлено на собственные мысли и чувства. Внешнее - атрибут культурного человека, умение быть внимательным к другим людям в обстановке общения - очень ценное свойство человека.

Необходимо уметь переключать внимание, вести себя гибко. Внимание нужно уметь тренировать, так как невнимательный человек лишен контроля за внешними обстоятельствами. Основные характеристики внимания - концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем. Концентрация - сосредоточенность. Устойчивость - длительное привлечение внимания к одному предмету или объекту. Распределение - способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность делать сразу несколько дел.

Согласно преданию, Ю. Цезарь мог одновременно делать семь дел, не связанных между собой. Подобной способностью обладали Петр I и Наполеон. Видимо, субъективное ощущение одновременности обязано быстрому последовательному переключению (с одного вида на другой).

Человеческий мозг - сложная организованная система. Внимание является показателем ее активности. Если оно падает - значит что-то разладилось в этой системе и поэтому необходимо соблюдать правила умственной гигиены.

Страницы: 1 2


Выводы
Студенческий период является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека (Б.Г. Ананьев). Исключительное значение для выявления причин, приводящих к снижению социально-психологической адаптации, имеет изучение личностных особенностей студентов и специфики организационной культуры вуза и учебного процесса. Их ...

Насилие в семье, специфические особенности, виды и значения. Понятие насилия и агрессии. Влияние социальных норм и общественных ценностей на семейное насилие и распределение власти.
Агрессия является одной из примитивных стратегий поведения. Исходно, в филогенетическом плане, она выполняет защитную функцию, позволяя субъекту удовлетворять свои потребности, расширять свои возможности, невзирая на препятствия, и обеспечивая выживание сильнейшего /3/. В онтогенетическом плане она тоже проявляется очень рано именно в ...

Особенности игровой зависимости несовершеннолетних
Компьютеромания - это уже непреложный факт существования зависимости от компьютера, компьютерных игр. Страдает не только психическое здоровье, потому что развивается зависимость, пристрастие, уход от действительности, перегрузка, выражаясь языком компьютерщиков, перегрузка в виртуальную реальность, а это, особенно в детском периоде, вле ...