Сущность познавательных процессов и функции
Страница 2

На память, настроение и деловую активность влияют биоритмы человека. Известно, что в течение дня подвергаются изменениям все функции нашего организма: пульс, температура, работа эндокринной системы. Одновременно с этим в течение дня меняется и работоспособность людей и работа мозга. Поэтому важно знать и помнить, что индивидуальные биоритмы (работоспособность высока утром или вечером) имеют прямое отношение к конфликтам на работе и вообще к повседневной жизни.

Мышление и воображение. Это высшие познавательные процессы, результатом которых является формирование понятия.

Мышление - особого рода умственная и практическая деятельность, способность человека логически анализировать проблему.

Воображение - способность создавать новые образы и понятия.

По всей вероятности, наибольший вклад в наши знания о механизмах мышления внесло изучение функциональной ассиметрии коры головного мозга (Х I Х век).

Известно, что каждое полушарие говорит на своем языке (процесс этот бессознательный) и только совместная их работа осуществляет целостный процесс мышления.

Каждый человек имеет свои особенности как в физическом развитии, так и в развитии мозговых структур.

Способ мышления может быть творческим или критическим. Они как бы конкурируют между собой. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового , с генерацией собственных оригинальных идей. Человек же с критической тенденцией мышления основное внимание уделяет критике чужих идей, мыслей, слов.

Чтобы развить в себе способность к творческому мышлению, необходимо развивать в себе и чувство успеха.

Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что в зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Воображение работает на том этапе познания, когда велика неопределенность ситуации. И наоборот, при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления - здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний.

Особым свойством человека, самым сложным является интеллект. Очень часто мы судим о себе и о других людях по развитию интеллекта -" интеллектуал" и "совсем без интеллекта". Правда, иногда под интеллектом подразумевается либо хорошо развитый ум, мышление человека, либо его разумное поведение, либо способность к обучению.

В понимании советского психолога С.Л. Рубинштейна в интеллекте выделяются два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир и как способность регуляции поведения на основе этого познания. По мнению Г. Айзенка , американского исследователя свойств личности, интеллект - это:

1.Способность к абстрактному мышлению.

2.Специальные способности (математические, вербальные, пространственные и т.д.).

А его измерение - одно из величайших достижений современной психологии.

Интеллект имеет социальную сторону, что приводит к дискуссиям по поводу его измерения. Социальный интеллект показывает, как личность использует свой интеллект для своего продвижения.

В системе интеллекта три базовых блока - внимание, память, мышление и воображение. Путь познания - от ощущения (восприятия, воображения) к абстрактному мышлению.

В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его подструктур: вербального и невербального.

Общий интеллект - сложное интегральное качество. Синтез свой ств пс ихики, обеспечивающий в совокупности успешность любой деятельности.

Многие исследователи считают, что интеллект детерминирован генетикой.

70% интеллекта - за это отвечают гены. Существует много способов убедиться в этом. Зарубежные исследователи считают, что наследственность создает очень кастовое общество.

Страницы: 1 2 


Организация исследования
Исследование проходило на базе МОУ «СОШ №1», МОУ «СОШ №5». В летний период был сформирован лагерь труда и отдыха для детей, не имеющих возможностей для выезда на период каникул за пределы города Воркуты. Это, как правило, дети из неполных и/или неблагополучных семей. На летний период психологическая служба работала в основном по таким ...

Школьная мотивация (по Лускановой)
АНКЕТА 1. Тебе нравится в школе или не очень? не очень нравится не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? чаще хочется остаться дома бывает по-разному иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ж ...

Анализ результатов исследования.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. Группа испытуемых Уровень мотивации к успеху низкий средний умеренно высокий слишком высокий 6 класс 16% 34% 38% 12% 10 класс 21% 30% 34% 15% I курс 20% 31% 31% 18% IV курс 16% 34% 29% ...