Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Понятие,
классификация и сущность конфликта.Страница 2
Можно привести и другие определения конфликта. Важно сформулировать его общее понятие, имеющее методологическое значение.
В этом плане всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается противоборство между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальны группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. В любом коллективе люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов, и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение.
Конфликт – есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.
В данном определении отражены необходимые свойства конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения, функций и динамики.
При этом также как и автор «Общей теории» конфликта К. Болдин, можно утверждать, что все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития. Изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении.
Прежде всего, следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми внутри структуры самой личности. Именно противоречия и возрождают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе: социально-экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели.
Всякий конфликт – это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта. К таким взаимодействиям относятся отношения товарищеского, дружеского сотрудничества, любовные отношения, коллективистские связи.
Выяснение сущности конфликта позволяет также говорить и о том, что конфликт – это явление социальное, в нем действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и
интересы. И простого взаимодействия каких-либо сторон для наличия конфликта, конечно, еще недостаточно.
Всякий конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. И в этом состоит его главное отличие от борьбы за существование в мире животных. Конфликт носит временный характер рано или поздно он заканчивается, тогда как поедание одних видов животных другими, естественный отбор в природе – это «modus vivendi» - животных, их способ существования и поведения, основанный на инстинктах.
Можно сказать, что конфликты возникают по поводу, какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому и разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета. Хотя это не исключает того, что то и другое может происходить одновременно. Более того, случается и так, что объекта конфликта уже нет, а противоречие между субъектами конфликта остается.
Сказкотерапия – один из методов арт-терапии, особенности психологической
работы со сказкой
Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, сказки, легенды. Причем же здесь лечение? На этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в ...
Методические рекомендации воспитателям по работе с детьми, имеющими
отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму
Планы коррекционных занятий с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму.
На основе анализа психолого-педагогической литературы были разработаны планы коррекционных занятий, направленных на поддержку и коррекцию детей с эмоциональными отклонениями, перенесших психологическую травму. Было раз ...
Особенности педагогических конфликтов
Конфликт в психологии рассматривается как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликтная ситуация возникает при наличии противоречивых позиций сторон. Следовательно, она содержит субъектов конфликта (оппонентов) и его предмет. Для возникновения к ...