Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Понятие, классификация и сущность конфликта.
Страница 1

Материалы » Конфликты » Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Понятие, классификация и сущность конфликта.

Понятие конфликта характеризуется исключительной ши­ротой содержания и употребляется в разнообразных значениях.

Самым общим образом конфликт можно определить как предельное обострение противоречий. Психологи: также подчерки­вают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с ост­рыми эмоциональными переживаниями.

Н.К. Гришина предлагает определять социально-­психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми це­лями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочета­ние объективных и субъективных факторов. Факторы объек­тивно обуславливающие интерпре­тируются как некоторый набор объективных параметров, вызы­вающих объективное конфликтное состояние системы межлич­ностного взаимодействия. При этом подчеркивается также су­щественная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста называется социально-психо­логическая среда (различные социальные группы с их специ­фическими особенностями), воспринимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь близким окружением личности.

Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил.

Другой подход заключается в понимании конфликта как стол­кновения противоположно направленных целей, интересов, по­зиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимо­действия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологи­ческий словарь.

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разре­шения значимых противоречий, возникающих в процессе взаи­модействия, заключающийся в противодействии субъектов кон­фликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимо­действия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не пережи­вают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситу­ации являются предконфликтными. Противодействие субъек­тов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Л.Г. 3дравомыслов: «Конфликт – это важнейшая сто­рона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мо­тивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».

Ю.Г. 3апрудский: «Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно-расходящихся ин­тересов, целей и тенденций развития социальных объектов, пря­мое и косвенное столкновение социальных сил на почве противо­действия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству».

А.В. Дмитриев: «Под социальным конфликтом обычно пони­мается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны».

Страницы: 1 2 3 4 5


Межполовые различия в развитии интеллекта.
Если на стадии конкретных операций между мальчиками и девочками не наблюдается различий в когнитивном развитии, то формальное мышление лучше развито у мальчиков. Так, исследовались две выборки – мальчиков и девочек в возрасте от 9 до 15 лет: в обоих случаях речь шла о блестящих учениках, имевшие сходные школьные достижения, равных по св ...

Опросник Басса- Дарки
Можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность). В практике психол ...

Методики исследования психологического климата в школьном коллективе
1. Определение психологического климата класса. Как уже упоминалось, психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер взаимного сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет “психологической атмосферы” - также группового эмоцион ...