Психодиагностическое исследование гендерных различий переживания кризиса середины жизни. Подбор и разработка психодиагностических методик для исследования гендерных различий переживания кризиса сере
Гипотеза
исследования заключается в предположении о том, что существуют гендерные различия переживания кризиса середины жизни.
Цель
исследования: выявить гендерные различия переживания кризиса середины жизни.
На основании выводов из первой главы мы определили следующие задачи
практического исследования:
1. Провести диагностику депрессивных состояний мужчин и женщин среднего возраста.
2. По результатам диагностики депрессивных состояний выбрать группу мужчин и группу женщин, находящихся в кризисе.
3. Выявить и сравнить уровни самооценки мужчин и женщин, находящихся в кризисе.
4. Выявить и сравнить отношения мужчин и женщин, находящихся в кризисе, к своей родительской роли.
5. Сделать выводы о наличии гендерных различий переживания кризиса середины жизни.
Выборка
: в исследовании приняли участие 15 мужчин и 15 женщин в возрасте 40-45 лет.
Для диагностики депрессивных состояний мужчин и женщин среднего возраста была использована методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова
. Методика состоит из 44-х групп утверждений, в каждой из которых испытуемый должен выбрать одно, наиболее подходящее для него (см. Приложение 1). Каждое утверждение в группе имеет свой номер: 0, 1, 2, 3, который одновременно является баллом, получаемым испытуемым за выбор конкретного утверждения. Данная методика позволяет выявить уровень депрессии:
1 – 9 – депрессия отсутствует или незначительна;
10 – 24 – депрессия минимальна;
25 – 44 – легкая депрессия;
45 – 67 – умеренная депрессия;
68 – 87 – выраженная депрессия;
88 и более – глубокая депрессия.
Для диагностики уровней самооценки испытуемых была использована методика исследования самооценки А.Ц.Пуни
, в которой сначала испытуемый должен проранжировать предложенные ему личностные качества по признаку их ценности в данном обществе, а затем - по их выраженности в личности самого испытуемого (см. Приложение 2). Уровень самооценки определяется с помощью коэффициента Спирмена по формуле: rs = 1- [6 S d2 / n (n2 – 1)], где d = |N1 –2|; n = 20.
Полученный коэффицент сравнивается с психодиагностичекой шкалой:
-0,45 – 0,45– низкая самооценка; 0,45 – 0,58 – адекватная самооценка; свыше 0,58 – высокая самооценка.
Для диагностики отношения испытуемых к своей родительской роли нами была использована шкала отношения родителей к ребенку «Излишняя концентрация на ребенке» методики
PARI
Е. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет: Семейная жизнь глазами матери)
, состоящая из 35-ти суждений, по каждому из которых испытуемый должен выразить степень своего согласия: А – полностью согласен (4 балла); а – скорее согласен, чем не согласен (3 балла); б – скорее не согласен, чем согласен (2 балла); Б – полностью не согласен (1 балл) (см. Приложение 3).
Шкала описывает 7 признаков (на каждый из которых приходится 5 вопросов) излишней концентрации родителей на ребенке:
1. Чрезмерная забота, установление отношений зависимости (номера вопросов: 1, 8, 15, 22, 29);
2. Преодоление сопротивления, подавление воли (2, 9, 16, 23, 30);
3. Создание безопасности, опасение обидеть (3, 10, 17, 24, 31);
4. Исключение внесемейных влияний (4, 11, 18, 25, 32);
5. Подавление агрессивности (5, 12, 19, 26, 33);
6. Подавление сексуальности (6, 13, 20, 27, 34);
7. Чрезмерное вмешательство в мир ребенка (7, 14, 21, 28, 35).
Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5; 18,19,20 – высокие оценки, соответственно – 8, 7, 6, 5 – низкие.
Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.
Соотношение генотипа и фенотипа в детском возрасте
В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления — биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера ...
Общее представление о комплексе неполноценности
Кого мы имеем в виду, говоря о человеке закомплексованном? Того, кто не уверен в себе, робок, застенчив, находится во власти предрассудков и в силу этого не умеет добиваться своего. А вот человек без комплексов - это тот, кто уверенно шагает по жизни, не скован условностями, умеет и себя подать, и с другими поладить. Правда, "челов ...
Контрацепция и планирование семьи
Здоровый секс предполагает хорошее знание собственного тела и бережное отношение к нему.
Наличие противозачаточных средств и умение ими пользоваться – необходимый элемент сексуальной культуры. Вред здоровью женщины от аборта значителен, а нерожавшие нередко становятся после аборта бесплодными. Многие так называемые «естественные» метод ...