Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семьеСтраница 1
О важности межличностных отношений ребенка и «помогающего» взрослого говорила еще Анна Фрейд: «Что бы мы ни начинали делать вместе с ребенком, обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли его или подвергаем анализу, - мы должны прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком. Чем труднее работа, которая предстоит, тем прочнее должна быть эта связь»[20, с. 8].
Социальный педагог должен не только учитывать отношение ребенка к себе, но и овладеть искусством создавать эти отношения, педагогически целесообразно выстраивать их.
Каковы же должны быть эти отношения? Ответ однозначен: если во «взрослой» терапии возможно добиться положительных результатов как при положительном, так и при отрицательном переносе (трансфере), то при работе с детьми обязательным является «положительное перенесение», нежная привязанность, во многом напоминающая отношение ребенка к матери.
И первый шаг, который необходимо сделать навстречу ребенку, это принять его и присоединиться к нему, предположить (не более того!), что ребенок прав в своей установке по отношению к окружающим людям, какой бы она ни была. Стоит повторить слова Анны Фрейд, рассказывающей об опыте установления контакта с ребенком: «Моя первая цель заключалась исключительно в том, чтобы представлять интерес для мальчика . Постепенно я стала для него не только интересным и полезным человеком, но и очень сильной личностью, без помощи которой он уже не мог обойтись. С помощью этих трех качеств я стала ему необходимой» [20, с. 9].
Современные представители британской школы психоанализа (М. Клейн, Д. Винник, М Балинт и др.) считают, что движущая сила развития ребенка - это аффективные отношения его с теми людьми, которые о нем заботятся; условие же осмысленности его личного существования - это разделяемый с другими людьми жизненный опыт. По мнению этих исследователей, в основе нарушения развития личности, появления агрессивности, жестокости лежат не только конфликты, о которых писал отец психоанализа, но и «нехватка эмоционального тепла в раннем возрасте». Особенно важно учитывать это в работе с детьми - жертвами насилия: чтобы помочь им возродиться, необходимо глубоко понять ребенка и создать опыт корригирующей заботы, дать ему недостающее тепло, отогреть его душу.
Алиса Миллер напоминает, что ребенок может выражать свои чувства только в том случае, если рядом находится человек, который его полностью принимает, понимает и поддерживает. Прежде чем начинать работу на достижение результата, терапевт должен суметь установить с ребенком необходимые отношения, помочь ребенку включиться в психодраматическую реальность и поверить в метод. Ребенок может оказывать сопротивление, иногда может казаться, что драматическое действие топчется на месте, но ведущий обязательно должен доверять методам Морено: верить в то, что они приведут к успеху [20, с. 9].
Установлению доверия мешают и культурные стереотипы: «рассказать о жестокости в семье - значит предать близких», «нельзя выносить сор из избы» и т.п.
Потеря контроля и ощущение беспомощности для потерпевшего ребенка являются очень существенными. Преследователи говорят своим жертвам, что те сами виноваты в том, что с ними произошло: ребенок посмотрел или повел себя так, что сам спровоцировал принуждение или жестокость. Дети часто рассказывают о случившемся своим родственникам или учителю, но слышат в ответ, что нельзя грубить, нельзя рассказывать про других грязные вещи и все, что они сказали, - неправда. Не удивительно, что после такой реакции старших ощущение беспомощности у ребенка увеличивается.
Необходимость разработки и внедрения вариативных
форм подготовки детей к школе
Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых, самых сложных, этапах обучени ...
Как найти работу
Как мы уже увидели, положение на рынке труда весьма сложное. Поэтому существует множество способов поиска работы. В странах, где правительства выплачивают пособия по безработице, их может получать всякий, у кого есть на то право; в других же странах принято, что безработные могут стать на учет в бюро по трудоустройству и воспользоваться ...
«Пиковые переживания»
Маслоу исследовал природу того, что он называл «пиковые переживания». Отчеты были получены в ответ на просьбу подумать о своих самых замечательных переживаниях в жизни. Было обнаружено, что самоактуализирующиеся люди часто переживают мгновения благоговейного трепета, экстаза. Так бывает, что они настолько погружаются в определенную деят ...