Психологическая структура преступного действия
Страница 6

Материалы » Психология преступного поведения » Психологическая структура преступного действия

Социально-психологический механизм конкретного преступления. Социально-психологический механизм конкретного преступления, как и любого иного человеческого поступка, складывается из определенных элементов (звеньев) и этапов функционирования. Элементами психологического механизма конкретного поступка являются: нравственные свойства личности, среди которых с этим поступком непосредственно связаны потребности, интересы, мотивы, цели.

А этапами функционирования механизма являются: формирование нравственных свойств, их актуализация, принятие поведенческого решения и его реализация.

Преступная направленность поступка обусловлена не особым характером психологического механизма его совершения, отличного от механизма правомерного поведения, а дефектами отдельных звеньев общего механизма и искажениями на различных этапах его формирования.

Подобные дефекты и искажения, превращающие поступок в преступление, могут, относиться к любому названному звену психологического механизма, к одному или нескольким этапам его функционирования, иметь различный «удельный вес», различную продолжительность действия. При этом следует иметь в виду, что дефекты и искажения в условиях нравственного формирования обычно отдалены по времени от самого преступления и в момент его совершения, особенно взрослыми лицами, уже отсутствуют. Не столь часто и в меньшем масштабе «сдвиг во времени» в действии причин и условий индивидуального преступного поведения имеет место и применительно к этапам актуализации потребности и принятия решения: они тоже порой отстоят от преступления на определенный промежуток времени, в течение которого происходят обдумывание, подготовка, приискание средств, выжидание удобного момента и т.д. Для этапа осуществления преступного решения, который обычно совпадает с самим преступлением, подобный разрыв во времени не характерен.

Исследуя звенья и этапы психологического механизма преступного поведения, можно выявить его дефекты и искажения, приводящие к преступлению, определить, в чем кроются причины и условия подобного искажения, и на этой основе осуществить необходимые профилактические меры.

Психологический механизм совершения конкретного преступления отчетливо обнаруживает социальную природу подобного поведения.

Как всякий поступок, преступление представляет собой акт сознательной волевой человеческой деятельности. Каждый такой акт связан с удовлетворением какой-либо испытываемой лицом потребности. Потребности людей многочисленны и разнообразны — от элементарных, жизненно необходимых биологических и физиологических потребностей в самосохранении (пища, тепло, одежда) и размножения (любовь, материнство, дети) до сложного переплетения социальных потребностей материального и духовного характера (информация, знания, труд, творчество, общение, самовыражение и самоутверждение, общественная деятельность и др.).

Осознанная и осмысленная человеком потребность, признанная им существенной, лично значимой и подлежащей удовлетворению, обретает значение интереса. Интерес — это непосредственная субъективная причина конкретного поступка или определенной линии поведения.

Несовпадение индивидуального и общественного интересов, противопоставление и предпочтение индивидуального интереса общественному, закрепленному и охраняемому правом, создают конфликт, который может привести к преступлению. Наиболее опасные случаи удовлетворения личного интереса в ущерб общественному образуют по закону преступление.

Таким образом, непосредственной психологической причиной отдельного преступления является стремление лица удовлетворить свою потребность вопреки и в ущерб общественным интересам.

С точки зрения социального содержания и значения потребности можно разделить на:

жизненно необходимые, обеспечивающие условия существования человека (еда, тепло, самозащита и т.д.);

нормальные, социально одобряемые (приобретение знаний, общение, самовыражение, стандартные бытовые условия);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статистический анализ о количестве детских садов и групп на базе школ Юго-западного административного округа г. Москва, осуществляющих подготовку детей к школе
За последние годы проводимая государством демографическая политика, меры, принимаемые по поддержке семей с детьми, привели к росту рождаемости. И как следствие, увеличилась потребность мест в детских дошкольных учреждениях. За 2007-2008 годы они существенно пополнились. Здесь проводят время, получают образование чуть больше пяти миллион ...

VIII стадия. Поздняя зрелость (Зрелость)
Последняя восьмая стадия завершает жизнь человека; этот период знаменует начало старости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Только в том, кто заботится о делах и людях, адаптиров ...

Влияние тревожности на учебную деятельность.
Тревожность влияет на успешность деятельности детей. Как установлено, тревожность способствует деятельности в достаточно простых для индивида ситуациях и мешает – в сложных, при этом существенное значение имеет исходный уровень тревожности человека. Как показали исследования, в подростковом возрасте переживание состояния тревоги имеет ...