VIII стадия. Поздняя зрелость (Зрелость)

Материалы » Теория личности » VIII стадия. Поздняя зрелость (Зрелость)

Последняя восьмая стадия завершает жизнь человека; этот период знаменует начало старости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности

жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Только в том, кто заботится о делах и людях, адаптировался к победам и поражениям, вызревает плод целостности (эго-интеграции)

, он включает такие понятия, как честность, цельность, полнота.

Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и чувство «мудрости прожитых лет». «Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти». Нет страха, есть удовлетворение.

Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, кто осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть, того охватывает отчаяниепри мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и попытаться достичь личностной целостности иным путем. Отсутствие личностной интеграции ведет к страху смерти. Это состояние можно передать словами поэта В. С. Высоцкого: «Вам вечным холодом и льдом сковало кровь от страха жить и от предчувствия кончины».

Сравнив эту стадию с самой первой, видим, как замыкается круг ценностей: целостность (integrity) взрослого и младенческое доверие, уверенность в честности (integrity) Эриксон обозначает одним и тем же словом. Он утверждает, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.

Завершить изложение концепции Э. Эриксона можно словами его любимого философа Кьеркегора: «Жизнь может быть понята в обратном порядке, но прожить ее надо с начала».


Взаимодействие школы и семьи
Первый год в школе ‑ это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Еще чаще из добрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов, ведь приспособление к школе происходит не сразу ...

Труд, как фактор воздействия на личность
Труду как особому фактору воздействия всегда отводилось особое место. Причина этого заключается в том, что труд является специфической человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд является тем мерилом, по отношению к которому измеряется общественная ценность человека. Как правило, труд сам по себе не перевоспитывает, а предохр ...

Метапатологии
Маслоу считал, что, когда люди не удовлетворяет свои метапотребности, у них развиваются психические отклонения, которые он назвал метапатологиями. К ним он относил апатию, отчуждение, депрессию, цинизм. Он предположил также, что некоторые формы поведения, связанные с накопительством, ориентацией на потребление, также свидетельствуют о н ...