Методики исследования психологического климата в школьном коллективеСтраница 1
1. Определение психологического климата класса.
Как уже упоминалось, психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер взаимного сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет “психологической атмосферы” - также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива я воспользовалась картой-схемой А. Н. Лутошкина.
В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат класса, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств определяется с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа от +3 до - 3 (Приложение 1).
Используя схему, читаются сначала предложение слева, затем - справа и после этого знаком “+” отмечается в средней части листа та оценка, которая наиболее соответствует истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:
+ 3 - свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;
+ 2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
+ 1 - свойство проявляется достаточно часто;
0 - ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;
- 1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
- 2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
- 3 - свойство проявляется всегда.
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, я сложила все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат послужил условной характеристикой психологи-ческого климата большей или меньшей степени благоприятности.
2. Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
Групповую сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое - я определяла с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная-5). Вопросы приведены в Приложении 2.
3. Атмосфера в группе.
Психологическую атмосферу (то есть динамичную составляющую психологического климата) в 5-А классе я замеряла, с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Дети должны были поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие “дистанцию” между парами, кодируются по девятибалльной шкале слева направо по схеме: 9 8 7 6 5 4 3 2 1.
Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).
Дружелюбие |
Враждебность | |||||||||
Согласие |
Несогласие | |||||||||
Удовлетворенность |
Неудовлетворенность | |||||||||
Увлеченность |
Равнодушие | |||||||||
Продуктивность |
Непродуктивность | |||||||||
Теплота |
Холодность | |||||||||
Сотрудничество |
Отсутствие сотрудничества | |||||||||
Взаимная поддержка |
Недоброжелательность | |||||||||
Занимательность |
Скука | |||||||||
Успешность |
Не успешность |
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции. ...
Подготовка и принятие управленческих решений
Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность всей деятельности. Управленческое решение представляет собой предписание к действию, перечень мер, позволяющих привести систему в требуемое состояние или изм ...
Выводы
В теоретическом обзоре нами были рассмотрены основные подходы к проблеме формирования моторных и психических функций у дошкольников с психомоторными недостатками развития. Многие отечественные и зарубежные авторы указывают на важность своевременной и комплексной коррекции нарушенных психических функций у детей с отклоняющимся развитием. ...