Методики исследования психологического климата в школьном коллективе
Страница 2

Материалы » Психологический климат » Методики исследования психологического климата в школьном коллективе

Однако возможна и более простая оценка - через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же А. Н. Лутошкиным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение (возможности “цветовых тестов” очень велики, и все здесь невозможно раскрыть). При этом используются следующие цвета: красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.

4. Исследование влияния психологических характеристик учителя на состояние класса с помощью цвето-социометрического теста.

Немаловажным фактором, влияющим на психологический климат класса, является личность классного руководителя. Для данного вида исследования применяют цвето-социометрический тест (ЦСМ), основанный на естественной способности ребенка соотносить эмоциональные обертоны восприятия с цветами теста М.Люшера. В ходе исследования происходит взаимная оценка учениками друг друга с помощью цветов теста Люшера по алгоритму ЦТО А.Эткинда, классный руководитель участвует в обследовании на равных с учениками.

Так как провести данное исследование мне не представилось возможным, я изучила статистику, приведенную в периодической литературе по психологии и педагогике по данному вопросу. Статистика свидетельствует:

Совпадение между взаимными оценками учеников и оценкой их классным руководителем (это индикатор эмоциональной референтности учителя) возрастает от первого к третьему классу, где оно наивысшее. Но в пятом классе наблюдается резкое падение уровня взаимной согласованности оценок. Увеличение совпадений с оценками их учителем в последствии происходит медленно, и в 11-м классе снова уменьшаются. Нижеследующие закономерности выявлены на протяжении всех лет обучения в школе (1 - 11 классы).

Высокая референтность классного руководителя относительно эмоциональной взаимооценки учеников положительно коррелирует (p < .01) с понижением внутренней напряженности и эмоциональной неустойчивости учеников, повышением их настроения, повышением оценки мамы, повышением сходства во взаимных оценках. В то же время высокая личностная напряженность самого классного руководителя связана с повышением этого же показателя у учеников класса, как и с понижением их потребности в активности (признаками утомления?). Взаимосвязаны также удовлетворенность классного руководителя классом и высота его оценки со стороны учеников. Менее устойчиво (p < .05) недоброжелательность учителя связана с повышением внутренней напряженности учеников и привлекательностью для них школы. Эмоциональная привлекательность классного руководителя падает параллельно с понижением взаимной удовлетворенности среди самих учеников, снижением привлекательности школы, класса и лучшего друга (p < .01).

Все говорит о том, что в течение первых трех лет обучения главным стабилизирующим фактором во взаимоотношениях детей являются отношения с классным руководителем. Начиная с пятого класса общение с учителем не играет такой роли. Результаты исследования свидетельствуют о том, что включенность классного руководителя в общение значительно повышает настроение и сходство во взаимных оценках, - точно так же, как усиление когнитивного компонента в оценках, обращение внимания на объективные характеристики личности учеников усиливает сходный показатель у самих учеников, дифференцированность их взаимных оценок и их взаимное сходство, снижает их потребность в автономии, увеличивает дифференцированность их оценок класса в целом.

Следует также указать, что эмоционально включенный и психологически чуткий учитель (классный руководитель) способен значимо улучшить эмоциональный климат в классе и повысить взаимную удовлетворенность учеников друг другом [16:стр.336-337].

Страницы: 1 2 


Система регуляции поведения личности
Поведение подчиненного в организации есть результат сложного сочетания различных воздействий. Социализация личности, регулирование ее социального поведения осуществляется посредством системы социальной регуляции поведения и деятельности. Она включает следующие основные компоненты: регуляторы: социальная позиция; социальная роль; соци ...

Теория личностных конструктов: основные положения и принципы
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов , Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни. Учен ...

Методические рекомендации студентам по конспектированию учебного материала
Конспект – универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту – запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного пл ...